Система образования в Китае

Предлагаем статью: "Система образования в Китае" с комментариями от профессионалов для людей, которые хотят избежать ошибок. Любой вопрос вы можете задать нашему консультанту.

Образование в Китае в настоящий момент в общем и целом копирует западные модели, но имеет ряд существенных особенностей.

Как известно, в мире существует два варианта развития образования, как школьного так и высшего. Первый, когда сразу сделали хорошо и потом просто развивали, и примеры здесь Великобритания, США и Сингапур, и второй, когда сначала все получилось отвратительно, что потом приходится все ломать и переделывать, как в России и Китае.

Образование в Китае развивалось сложно. Мы не будем брать древнюю историю и средние века, а начнем сразу с 20 века, когда в Китае начали появляться университеты под влиянием британского доминирования в регионе. С пришествием коммунистов к власти в 1949 году, Китай, ранее бывший, по сути, протекторатом Великобритании сменил курс на сотрудничество с Советским Союзом, переняв образовательную систему союзника — гуманитарные науки были задвинуты, и в приоритет были поставлены физико-математическая и естественная сфера, как в школе так и в звене высшего образования.

Далее, с началом «Культурной революции» в Китае в 1966 году, все ведущие специалисты ВУЗов были разогнаны товарищем Мао Цзедуном по подозрению в контрреволюции, школы и институты массово были закрыты, а дружба с СССР прекращена. Ситуация самодурства изменилась только со смертью диктатора и приходом к власти главного китайского реформатора Дэна Сяопина в 1977 году, который, по большому счету, и начал формирование образовательной системы Китая в её современном виде.

Общие факты об образовании и грамотности в Китае

Китай далеко не первый на 2016 год по уровню грамотности в азиатском регионе. Процент грамотных, то есть людей, умеющих читать и писать, составляет порядка 83%, что значит, что около 240 миллионов китайцев — письменно не свяжут двух слов. В тоже время Китай занимает первое место в мире по количеству образовательных учреждений — около 1 миллиона и количеству студентов, обучающихся за рубежом. Образование в Китае, в свете своей малодоступности крайне престижно и дорого. Родители часто копят деньги с самого рождения ребенка на ВУЗ, окончание которого гарантирует и им, и их чаду безбедную жизнь и старость.

Дошкольное и школьное образование в Китае

Обучение в Китае начинается для ребенка с трех лет, когда он идет в детский сад и заканчивает его в 6. Потом школа, которая делится на начальную — 6 лет, среднюю — 3 года, и старшую — также 3 года. В Китае установлено обязательное 9-летнее образование, после которого школьник может продолжить обучение в школе и поступать в университет или сразу пойти учиться в технический колледж, которые очень распространены в Китае в связи с большим дефицитом и дороговизной университетов. Для всего этого ему нужно сдать гаокао — китайский аналог ЕГЭ.

Обязательные предметы в школе Китая аналогичны предметам других развитых стран: языки, биология, математика, физика и тд. Сильный упор делается на приглашение иностранных учителей для преподавания английского языка. Европейская внешность учителя в Китае — гарантия достойной зарплаты.

Школьное образование в Китае минимально платное — нет сборов за само обучение, но есть на текущие расходы (транспорт, питание…).

Университеты в Китае

Как уже было отмечено, высшее образование является невероятно престижным для китайских семей. Накопить денег и отдать ребенка в университет, будь то китайский или зарубежный, является целью жизни абсолютного большинства родителей. Да, высшее образование в Китае платное, и для семьи, живущей в деревне и возделывающей рис на плантациях, плата является абсолютно неподъемной, несмотря на то, что китайское правительство пытается развивать систему грантов и целевого обучения, где государство оплачивает учебу, а выпускник потом должен отработать определенный срок в указанном государственном учреждении.

Китайская система ВУЗов Китая реформируется на протяжении последних 40 лет — многие неэффективные институции были закрыты, реорганизованы или объединены с другими. Стоимость обучения повышалась, а количество иностранных приглашенных преподавателей и менеджеров росло в геометрической прогрессии.

Университетская система Китая заимствована с Запада — поступление происходит по результатам тестирования, 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры и около 3 лет, если вы хотите стать доктором наук. Приоритетным в Китае является техническое, естественно научное образование в связи с лучшими гарантиями трудоустройства. Гуманитарные и общественные науки имеют второстепенное значение.

В 1993 году китайским правительством был составлен рейтинг 100 ВУЗов Китая, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, также была создана Лига C9 лучших китайских университетов — Пекинского, Шанхайского, Харбинского политехнического, Нанкинского и других по аналогии с американской Лигой Плюща. Субсидирование этих ВУЗов составляет примерно 10% процентов от общего бюджета, расходуемого на университеты в Китае. 10% — это много.

Многие указывают на большую коррумпированность сферы высшего образования в Китае, хотя правительство всеми силами (в том числе казнями) пытается бороться с кумовством и взяточничеством. Так как конкурс на поступление в китайский ВУЗ в среднем составляет 200-300 человек на платное место, что невероятно даже для Гарварда, связи имеют колоссальное значение.

Тенденции образования в Китае

Китай, будучи социалистическим государством активно поощряет открытие частных школ и университетов, что связано с попытками за счет частной инициативы закрыть огромный дефицит образовательных учреждений Китая и поднять уровень грамотности. На настоящий момент в Китае порядка 70 тысяч НОУ (некоммерческое учебное заведение), которые получают гранты и субсидии от государства.

Вторым моментом является то, что Китай вестернизируется. Там регулярно проходят реформы упрощения китайского языка, что должно повысить грамотность и сделать доступным письмо и чтение для многих, а также Китай последние 20 лет стимулирует своих абитуриентов и студентов учиться и доучиться за рубежом, чаще в англоязычных странах.

Использованы материалы сайта экономическое-развитие-китая.рф; chinahighlights.com; UNESKO World Data on Education; economist.com

Система образования в Китае 21

Образование образованию рознь. Давно идущему спору в России между российскими педагогами и Министерстовом Образования о полезности проводимых образовательных реформ в наших школах не видно конца. Оказывается, не мы одни такие. Китайцы тоже не совсем довольны системой своего среднего образования. Поэтому и намеченная тенденция отправлять детей учиться «за бугор» как и в России очень популярна. Китайские школьники постоянно жалуются на жуткое количество домашнего задания, большой 压力 (стресс), нехватку свободного времени, желают избежать гаокао (高考, выпускной экзамен, аналог нашего ЕГЭ) и продолжить образование в старших классах «заморских» школ. Поспрашивав китайских школьников, а также преподавателей, я получила полную картину того, по какой системе дети обучаются в Пекине и других городах, а также по какой тенденции сейчас движется образование Китая и как много сил дети тратят, чтобы получить заветный аттестат.

Итак, не буду сразу начинать с самого страшного. Начну с того, что китайская школа делится на три ступени – начальная (小学,6 лет), средняя (初中, 6 лет) и старшая (高中, 3 года). «Первый раз в первый класс» приходится в возрасте 6 – 7 лет. Государство оплачивает только первые девять лет обучения, за последние три года родители платят из своего кошелька, хотя некоторые счастливчики из учащихся могут рассчитывать на субсидию, или стипендию.

Как мне сказал один китайский знакомый, вся жизнь китайца — вечное прохождение экзаменов, а начинаются они именно в школе. Одно из самых серьезных испытаний сваливается на голову ничего не подозревающего учащегося начальной школы по завершении шестого класса. И тут начинается… начинается поиск путей попасть в среднюю школу, и обязательно хорошую или самую лучшую! Не зря же шесть лет в начальной школе слушали учителя и беспрекословно выполняли его задания!

Надо уточнить, что китайские начальная, средняя и старшая школы не являются одной школой, как в России. Они носят разные названия и являются разными учебными заведениями. Хотя некоторые школы включают в себя все три ступени.

Так вот, гонка родителей (прежде всего) начинается именно по окончании начальной школы. Они «дежурят» у дверей желаемой для своего чада средней школы, «ловят» уже поступивших, в ней учащихся, и «допрашивают» на предмет «как тот в нее поступил» и «содержание экзамена на поступление». Экзамен на поступление. Мне пояснили, что он тайный. Это и есть один из способов поступления в школу. Тайный, потому что к нему невозможно подготовиться заранее, ибо неизвестен контент. Экзамен может принимать разные формы – может быть в форме теста, а может быть и в форме собеседования. Если в форме теста, то это обычно математика, задания даются уровнем выше, чем изучалось прежде, поэтому деньги на репетитора надо готовить заранее.

Читайте так же:  Оформление провизы на Кипр

Следующий путь к желанной школе – так называемый 推优, или рекомендация к поступлению. Рекомендуют преподаватели, выбирает компьютер. О великий лототрон удачи! Только один из десяти абитуриентов может быть зачислен в школу таким образом. Лазейки тоже есть, но это для тех, кто не скупится – все-таки будущее детей, разве можно доверить бездушной машине! Итак, далее – связи родителей. Здесь все понятно. Еще один из способов попасть в заветную школу – автоматическое зачисление по причине близкого нахождения от дома, 直升. Чтобы быть зачисленным, нужно иметь квартиру рядом со школой, и проживать в ней более трех лет. Родители, участвующие в «гонке», покупают квартиры близ престижной школы задолго до рождения ребенка, заботясь о его будущем. Такая квартира называется 学区房. Ну и самый последний способ продолжить образование – а каждый выпускник начальной школы обязан продолжить образование в средней школе – 派位, то есть определение ученика в любую школу, где есть место, обычно далеко не самую лучшую по системе «О всемогущий компьютер, реши мою судьбу». Strange but true.

Итак, нашли путь поступить в хорошую школу, но это совсем не означает, что можно расслабиться и ни о чем уже не думать (до университета). Средняя, и дальше – старшая школы предполагают почти круглосуточное учение, кучу «домашки» и минимум свободного времени, так как помимо «домашки» и уроков, дети посещают кружки по интересам *родителей*, к примеру, учат английский с иностранными преподавателями, или танцами занимаются, или спортом, или еще чем-нибудь, призванным сделать из ребенка высоко организованную, конкурентноспособную личность, так как речь идет о Китае – стране, где выживает сильнейший в силу большого количества народу, в нем проживающего. Родители это понимают.

Расписание в обычной рядовой школе носит «спартанский» характер — в день не менее 8 – 9 уроков: пять уроков в первой половине дня, четыре урока во второй. Каждый день на последнем уроке контрольная работа a.k.a. тест. Это я пишу о последнем классе средней школы, где детей готовят к экзамену в старшую школу. Большой недостаток таких тестов, по словам одного из школьников, которого я интервьюировала, состоит в том, что на самом деле выполняя тесты «на автомате», студент использует логику, а не реально полученные знания. «Зубрежка» чистой воды. Здоровым интересом к учебе здесь почти не пахнет. Однако ж ученики поддерживают в себе энтузиазм к учебе, подогреваемый преподавателями, и относятся ко всему оптимистично. По словам одной из школьниц (Средняя экспериментальная школа Шанди, Shang Di Experimental Middle School, Part of 101 School, Пекин), дружба между одноклассниками крепнет по мере увеличения экзаменов и домашнего задания. «Вместе воюем на экзаменах!» можно считать девизом учащихся старшей школы, ведь именно здесь рождается самая крепкая дружба, которая не ослабевает и после окончания школы.

Система образования в Китае 61

Занятия в школе начинаются около 8 утра, в разных школах по-разному: где-то в 7:30, где-то в 8:30. Каждый урок длится 40 минут, между уроками перемена, а после второго урока – большой перерыв для занятий физкультурой. Уроки физкультуры проводятся каждый день. И это вполне объяснимо, ибо при большой умственной нагрузке просто необходимы занятия спортом. Правда не во всех школах имеется такая политика, некоторые школы не включают спорт в школьную систему. После уроков физкультуры уже изрядно голодные дети бегут в столовую, чтоб провести 5- 10 минут за «уплетанием» обеда, и быстро в классы. Далее следует «полуденный сон», где ученики, сложив руки и «удобно» улегшись на парту, должны притворяться, будто спят. Такой «сон» длится час до 1:20. «Засыпают» по звонку и «просыпаются» по звонку. По поводу внешности тоже введены достаточно строгие правила, которых все придерживаются: короткие, либо собранные в конский хвост волосы и единая для всех учеников школьная форма, обычно представляет собой спортивный костюм. У каждой школы цвета формы разные.

Система образования в Китае 108

Каждое утро назначается ответственный за поднятие государственного флага, как акт патриотизма, что очень даже похвально. И еще школьники пишут сочинения на ныне популярную тему «中国梦» («китайская мечта», аналог «американской мечты», китайская версия). Выходные проводят за выполнением домашней работы. Каникулы летом и зимой. Летние – с середины или начала июля и до конца августа, а зимние – с середины января до середины февраля. И каждые каникулы школьники «купаются» в море домашней работы. Некоторых школьников заботливые родители умудряются отправить за границу на учебу недели на две – подтянуть английский, или же проводят время в путешествии по Китаю, что тоже неплохо, но непродолжительно – нужно же еще вернуться и успеть сделать домашнюю работу!

Немного по-другому дела обстоят в старших классах. К примеру, в Школе иностранных языков р-на Хайдянь (Hai Dian Foreign Languages School, 海淀外国语学校, Пекин). Чтобы попасть в старшую школу, также нужно пройти экзаменационное испытание, но оно более демократичное и открытое, по сравнению с поступлением в среднюю школу. Никакой тайны из экзамена не делают, что в определенной степени уменьшает стресс как для школьников, так и для родителей. Эта школа считается одной из модных, потому что разделена на два департамента – департамент «гаокао» и иностранный департамент. Вообще, в связи с не спадающим интересом китайцев к иностранным языкам, международных департаментов в школах все больше и больше. Еще в 2010 г. всего в 10 школах существовало такое разделение. Немного подробнее об отличиях. В департаменте «гаокао» школьники учатся по известному режиму, то есть ведется подготовка к самому главному в 12-летнем школьном образовании экзамену, открывающий путь к вузам и дверь в будущее. Гаокао сдается по всем предметам в конце двенадцатого (а в некоторых школах одиннадцатого) класса. И его боятся все – родители, ученики и даже преподаватели. Баллы за каждый предмет варьируются в зависимости от его значимости. К примеру, в текущем году проходной балл за экзамен по китайскому языку равен 180, в прошлом году он составлял только 150. А вот на английский, наоборот, был снижен со 150 до 120. Утешительного, впрочем, немного. Экзамены все равно придется сдавать. И школьники, обучающиеся на данном отделении, «зубрят», готовятся к тестам. Кстати сказать, начиная со старших классов идет распределение учеников на «гуманитариев» (文科) и «технарей» (理科), с соответствующим набором предметов.

Система образования в Китае 125

Совсем по-иному обстоит дело в иностранном департаменте. Студентов не готовят к гаокао. Предполагается, что 11-й класс дети закончат в американской школе, и дальше поступят в один из вузов Америки, это сейчас так модно в Китае – избегать «нервотрепки» с «отупляющими» тестами и поехать получать «реальное» образование за границу. Возможно, оно и правильно, если родительские средства позволяют. У соседа трава всегда зеленее. Школьники избегают гаокао, но TOEFL (Test of English as a Foreign Language) и SAT (Scholastic Assessment Test a.k.a. Академический Оценочный Тест) от них никуда не денутся. Это нужно для стажировки в американской школе. «Жизнь постоянно устраивает экзамены, отвлекая от процесса ее улучшения»… Большинство предметов ведется на английском иностранными преподавателями. Прежде всего изучается английский язык, идет штудирование – подготовка к TOEFL, зубрятся новые слова и выражения. Некоторые предметы ведутся на китайском – математика, биология, физика, химия — ради очередного экзамена от городского департамента образования, называемый 会考, или Certification of High School, его сдают все, независимо от отделения, на котором учится школьник. Приятное в обучении на иностранном отделение имеется – задания, даваемые учителями – иностранцами, гораздо более творческие и интересные: студенты работают в группах, делают и защищают проекты, проводят время за поиском информации для доклада и тд. И учеников в классе меньше – не 40, как в общеобразовательной школе, а всего 25 – 27, как в обычной западной школе. Школа одна, а подход разный.

Теперь нужно написать немного о том, как ученики живут в пришкольном интернате. Очень многие школы имеют ученические общежития. В некоторых школах дети живут в интернате в силу отдаленности школы от дома, а в некоторых школах это включено в одно из правил. В разных школьных интернатах разное количество учеников на комнату – от 6 до 8, а может даже и больше. В Школе иностранных языков р-на Хайдиен, Пекин, на комнату из 6 человек приходятся душ и туалет. В некоторых интернатах душ и туалет на этаж. Встают по звонку в 6:30, в комнату возвращаются около 10 часов вечера, после трех – четырех часов самоподготовки и повторения в классе по окончании уроков. Трехразовое питание в школьной столовой также включено. В интернат запрещается проносить электронные устройства, то есть все айфоны, айпады и компьютеры дожидаются своих хозяев дома, где последние проводят свои выходные – ученики возвращаются домой в пятницу вечером, а в воскресенье вечером снова в общежитие. Ах, да, не забывая при этом носить форму школы. И поднимать флаг.

Читайте так же:  Нужна ли виза на Бали для граждан Узбекистана

В провинциях школьная система та же – в то же время начинаются уроки, те же предметы. Отличия, пожалуй, только в возможностях. В провинциях не так много дополнительных секций, куда можно отдать ребенка, к примеру, изучение языков, музыки и т.д., поэтому кроме учебы – только учеба, в отличие от столичных пижонов. В Пекине, да и в других крупных городах Китая, домашнего задания стараются давать чуточку меньше, особенно в начальных классах, чтобы у детей было больше свободного времени на посещение кружков по интересам. К тому же, существует некое неравенство среди поступающих в вузы – пекинец с результатом в 500 баллов по гаокао имеет возможность поступить в неплохой столичный вуз, в то время как выпускник школы из пров. Шаньдун, набрав те же 500 баллов, может рассчитывать только на техникум в Пекине. География имеет место.

Система образования в Китае 63

Преподаватели в школах также очень заняты работой. По словам одной из преподавательниц Средней экспериментальной школы Шанди (Shangdi Experimental Middle School, Пекин), основное испытание для учителя – найти ко всем ученикам соответствующий подход и оценить, исходя из их индивидуальных особенностей, так как учеников в классе очень много, иногда количество доходит до 48 – 50, индивидуально отнестись к каждому не всегда получается. На долю учителей выпадает очень много работы – проверять огромное количество «домашки» и экзаменационных листов с тестами, проходить курсы повышения квалификации, заниматься научной работой, встречаться с родителями учеников и т.д. А уж если учителя поставили классным руководителем, то на бедного сваливается все это в двойном объеме. Поэтому преподаватели каждый день задерживаются в школе еще на часа 2 – 3 – работа занимает у них много свободного времени. Но не стоит их жалеть раньше времени, у них же есть зимние и летние каникулы, которыми они компенсируют недостаток свободного времени в рабочие дни.

Система образования в Китае 16

Система образования в Китае 65

Итак, вот откуда «растут ноги» у распространенного суждения о китайцах, что они самостоятельно мыслить не умеют и совершенно неспособны подойти творчески к делу, — из системы школьного образования, китайцы и сами понимают. Постоянные тесты, тесты, тесты, лишающие ученика самостоятельно решить вопрос, а не выбрать из 4 вариантов правильный ответ. Однако ж этому «баяну» еще недолго существовать. Уже сейчас намечены позитивные сдвиги в школьном образовании, которые отмечают и преподаватели, и сами ученики. Во-первых, слегка сбавили нагрузку с домашним заданием, его стало чуть меньше. Во-вторых, ввиду уменьшения домашней работы, ребенка поощряют на то, чтобы тот посещал кружки, развивающие таланты и способности, как то: танцы, рисование, пение, музыка, изучение иностранных языков и другие, насколько позволит фантазия и кошелек родителей. В-третьих, возвращаясь к тестовой системе, позитивного и здесь можно найти: благодаря тестам, у учеников отлично развита логика, к тому же тестовая система очень удобна для преподавателей во время контроля уровня знаний. Все-таки не забываем, 40 – 50 человек в классе, а время урока всего 40 минут. В-четвертых, китайцы активно перенимают положительный зарубежный опыт. Как уже говорилось ранее, вводят систему двух отделений в старшей школе. На иностранном отделении уроки ведут иностранные преподаватели, которые делают акцент на командную работу учеников, развивают их творческие навыки, навыки работы в коллективе, а также способность не просто копировать материал, а самостоятельно проводить исследование. Ученики на уроке говорят, а не просто слушают, выражают свои мысли и мнения. В-пятых, в связи с политикой сокращения рождаемости, учеников с каждым годом все меньше, а значит, легче для преподавателя найти к каждому ученику индивидуальный подход, фокусироваться на учениках, а не на книгах и заданиях. Ученики также выражают надежду, что система экзаменов, особенно для поступления в среднюю школу, будет более демократичной и открытой, а система оценивания – более справедливой.

Все эти улучшения, однако, не призваны к «расхолаживанию» учащихся. Наоборот, в связи с наметившимися положительными изменениями, у учеников появится больше возможностей для самореализации. Трудиться все равно придется, ибо «рыбку без труда не выловишь». Пожелаем им удачи в этом благородном деле, и дальнейших успехов!

Что еще можно почитать об образовании в Китае?

Стартапы в образовании
За образованием в интернет
Гаокао — китайский аналог ЕГЭ
Обучение в китайском вузе

Система образования в КНР имеет ряд специфических черт.

В отличие от других развивающихся стран, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского. Неграмотными в Китае остаются лишь 1517 % взрослого населения (47 % в Индии, 61 % в Бангладеш, 59 % в Пакистане, 27 % в Иране, 17 % в Турции). Лучше у КНР и тендерный индикатор — доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года: всего 4 % (44 % в Индии, 63 % в Бангладеш, 61 % в Пакистане, 10 % в Иране, 8 % в Турции).

Еще в 1986 г. «Закон КНР об обязательном образовании» ввел обязательное начальное обучение в большинстве районов страны. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах было введено обязательное среднее образования первой ступени.

Сегодня в Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей, в которых обучается более 200 млн человек. По Конституции Китая 9-летнее образование является обязательным, законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам. Свыше половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие нарушения в развитии.

Система образования в Китае 60

Система образования в КНР включает начальную и среднюю школу, а также среднее специальное и высшее образование. Срок обучения в начальной школе — 6 лет и 3 года в средней. В начальную школу в Китае поступает около 99 % детей 6-летнего возраста.[3]

Приблизительно 73 % подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1 % ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Принципиальное отличие китайского школьного образования — его платный характер. Только в 2007 г. сельские дети были освобождены от оплаты за обучение (ранее такие меры были приняты в отношении бедных сельских районов Западного Китая). Цена для государства такого решения — более 10 млрд юаней.

В вузах КНР в 2001 г. обучалось примерно 12 млн студентов. Срок обучения — 3-6 лет. Число вузов и университетов немногим более 1 тыс. С 1981 г. введена система степеней — бакалавр, магистр и доктор наук. Срок обучения в вузе на 1-й ступени составляет 3 года, а для полного высшего образования от 4 до 6 лет. В магистратуре обучается около 300 тыс. чел. В число наиболее известных университетов входят Пекинский, университеты Цинхуа, Фудан, Нанькайский, Нанькийский, Уханьский, Цзиминский. В 2005 г. общее число выпускников вузов составило 4,4 млн чел., тогда как во всех странах ЕС вместе взятых 2,5 млн. Важно также, что превалирует в Китае техническое образование — выпуск в год около 650 тыс. чел. (220 тыс. в США и 100 тыс. в ЕС).

За последние 20 лет ученые степени в стране получили более 20 тыс. докторов наук. Подготовку докторских диссертаций ведут в настоящее время 160 тыс. аспирантов.[1]

Превосходя большинство азиатских стран по широте охвата населения базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу студентов. Отчасти этим объясняется сравнительно невысокая (хотя и имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны (2,6 %). Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Во-первых, в Китае существует сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ (свыше 4 млн учащихся, срок обучения — 2-4 года), во-вторых, широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн человек). Лишь 10 % китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессионально-техническое обучение. Существует система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях. С осеннего семестра 2007 г. все сельские учащиеся профучилищ, а также нуждающиеся из городских семей получат стипендию в 1500 юаней в год.

Читайте так же:  Оформление вида на жительство в Болгарии

Ежегодно 12,5 млн выпускников школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и подготовки. Огромную роль в повышении профессиональной грамотности и технической квалификации населения играют средства массовой информации, в том числе многочисленные образовательные программы телевидения.

За годы реформ 380 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, в том числе около 1 тыс. за государственный счет. В 1978 г. из Китая на учебу за границу выехало более 400 тыс. человек, свыше 10 тыс. в этот год вернулись обратно. В течение последних 10 лет более 50 % обладателей степени доктора технических наук обучались за границей. Свыше 100 тыс. обучавшихся за рубежом уже вернулись на родину. Китай занял первое место в мире по числу обучающихся за рубежом, сегодня ежегодно за рубеж уезжает более 25 тыс. чел., наибольшее число китайцев обучается в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Франции, Японии. В вузах США и Австралии шутят, что университет — это место, где русские преподаватели учат китайских студентов. Находясь за рубежом, китайские студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как математика, физика, биология. Согласно американской статистике, в США каждый пятый получающий степени PhD — китаец. Исключительно широка география зарубежного обучения: студентов из КНР принимают свыше 100 стран.

В последние пять лет динамичное развитие страны стало привлекать к возвращению из-за рубежа образованных этнических китайцев. Число «вернувшихся из-за моря», как называют их в Китае, непрерывно растет, а возвращаться есть кому: по данным Национального научного фонда (NSF) США из 276 тыс. иностранцев — обладателей докторских степеней, работающих в настоящее время (2007 г.) в США, 22 % — выходцы из Китая. Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. Значительное внимание уделяется привлечению талантов из стран США.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Систему образования в Китае часто квалифицируют как прагматическую и селективную. Вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика — в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь способные ученики. Поступление же в вуз — настоящий праздник для выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают до 200-300 человек на место. Одаренные молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной «лестнице» — к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т. п. Реформа высшего образования начата в 1993 г. с отмены госраспределения и постепенной отмены бесплатного образования. С 1997 г. высшее образование стало платным для всех: плата составляет 15-20 % себестоимости обучения, часто предприятие, на котором работал или будет работать студент, оплачивает учебу. Селективность системы высшего образования проявляется еще в одном: вузы страны делятся на несколько категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае и в Беларуси одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в вуз категории (или более низкой категории), соответствующий набранным баллам.

Китайской традиции свойственен высочайший престиж образования, а также особое положение так называемых девять ведущих вузов и университетов страны.

Базовые оклады профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа, Нанкинский, Фуданьский, Чжуншань- ский и др.) составляют порядка 500 долл. в месяц (против 250300 долл. в других университетах и вузах), педагоги и научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций лицам с научными степенями предоставляются различные послабления типа разрешения рождения второго ребенка.

Еще одна особенность вузов КНР — значительное преобладание естественно-технических и прикладных специальностей (порядка 60 % студенческих мест против 14 % в США, 18 % в Голландии, 22 % в Таиланде, 26 % в Японии, 30 % в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением, быть может, социологов) — относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями. Некоторые усматривают в этом нежелание КПК увеличивать прослойку гуманитариев, нередко представляющих угрозу социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно столкнулись с этой проблемой из-за перепроизводства политологов, юристов, журналистов и т. п. — многие выпускники с «престижными» профессиями оказываются без работы, пополняя ряды активной оппозиции и провоцируя молодежные и студенческие беспорядки. Поддержание существующей структуры вузовских специальностей в Китае продиктовано и соображениями экономии, а также стремлением в первую очередь получить инженеров, технологов, ученых естественнонаучного профиля.

Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем.

В 2007 г. принято решение восстановить бесплатное обучение в педагогических вузах Минобразования Китая при условии, что после окончания выпускники отработают два года в сельских школах или 10 лет в городских.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае — это учебные заведения, созданные на средства общественных организаций, научных ассоциаций граждан, предприятий, а также школы и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности, родителей учеников). Китайскую политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:

— традиционно патерналистская роль государства, согласно конфуцианской идеологии;

— запрет на получение прибыли в качестве цели создания и функционирования НОУ;

— активное привлечение общественности к управлению и финансированию НОУ;

— учащиеся НОУ пользуются теми же правами, что и государственные.

К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.[2]

Таким образом, главной чертой государственной политики в отношении НОУ является то, что, гарантируя им политическую поддержку и контроль: «активное поощрение, всемерная поддержка, правильное ориентирование и усиленное управление», государство не оказывает им финансовой поддержки. Хотя есть реальные государственные привилегии, которые стимулируют создание НОУ — это предоставляемые правительством льготы по налогам, аренде помещений, транспорта, земельных участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности «бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами». Вот почему предприятиям выгодно открывать НОУ и на их территориях свои филиалы. Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельные элитные учебные заведения составляли в период зарождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготным ценам, филиалы предприятий, клубы и т. п., но и выгодой от связей с родителями учеников. Школы, созданные предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы было достаточно 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.

Организованные частными предпринимателями или компаниями школы носят их имена и названия, что повышает социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу. Среди учредителей НОУ немало зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы.

Юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять основных моделей:

— создание школы при поддержке правительства, т. е. на начальном этапе оно оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа сама не накопит средств. Пример такой модели — неполная средняя школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители арендовали помещение, а также помогло с инвентарем;

Читайте так же:  Основные аспекты получения Green Card США

— самостоятельное создание школ гражданином или группой лиц (часто на базе уже действовавших образовательных учреждений);

— создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным предприятием либо учреждением;

— акционерная форма;

— совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.

Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

1) Эффект НОУ проявился достаточно ярко: они облегчили финансовую ношу государства и уже к середине 1990-х гг. аккумулировали более 10 млрд юаней (свыше 100 млн долл.) негосударственных средств. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ основным источником покрытия расходов. Поскольку 90 % НОУ в Китае — интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр. Взносы зависят от множества факторов и резко колеблются по провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это делается раз в семестр.

Большинство частных и «народных» школ в Китае невелико по размерам, численность учащихся колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным, или даже превосходящих их по численности учащихся (500-1000 и более учеников), мало — не более 10 % всех НОУ.

Эта статья из раздела-инновационная политика китая, которая посвящена теме-система образования китай. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Система образования в КНР имеет ряд специфических черт.

В отличие от других развивающихся стран, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского. Неграмотными в Китае остаются лишь 1517 % взрослого населения (47 % в Индии, 61 % в Бангладеш, 59 % в Пакистане, 27 % в Иране, 17 % в Турции). Лучше у КНР и тендерный индикатор — доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года: всего 4 % (44 % в Индии, 63 % в Бангладеш, 61 % в Пакистане, 10 % в Иране, 8 % в Турции).

Еще в 1986 г. «Закон КНР об обязательном образовании» ввел обязательное начальное обучение в большинстве районов страны. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах было введено обязательное среднее образования первой ступени.

Сегодня в Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей, в которых обучается более 200 млн человек. По Конституции Китая 9-летнее образование является обязательным, законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам. Свыше половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие нарушения в развитии.

Система образования в Китае 60

Система образования в КНР включает начальную и среднюю школу, а также среднее специальное и высшее образование. Срок обучения в начальной школе — 6 лет и 3 года в средней. В начальную школу в Китае поступает около 99 % детей 6-летнего возраста.[3]

Приблизительно 73 % подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1 % ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Принципиальное отличие китайского школьного образования — его платный характер. Только в 2007 г. сельские дети были освобождены от оплаты за обучение (ранее такие меры были приняты в отношении бедных сельских районов Западного Китая). Цена для государства такого решения — более 10 млрд юаней.

В вузах КНР в 2001 г. обучалось примерно 12 млн студентов. Срок обучения — 3-6 лет. Число вузов и университетов немногим более 1 тыс. С 1981 г. введена система степеней — бакалавр, магистр и доктор наук. Срок обучения в вузе на 1-й ступени составляет 3 года, а для полного высшего образования от 4 до 6 лет. В магистратуре обучается около 300 тыс. чел. В число наиболее известных университетов входят Пекинский, университеты Цинхуа, Фудан, Нанькайский, Нанькийский, Уханьский, Цзиминский. В 2005 г. общее число выпускников вузов составило 4,4 млн чел., тогда как во всех странах ЕС вместе взятых 2,5 млн. Важно также, что превалирует в Китае техническое образование — выпуск в год около 650 тыс. чел. (220 тыс. в США и 100 тыс. в ЕС).

За последние 20 лет ученые степени в стране получили более 20 тыс. докторов наук. Подготовку докторских диссертаций ведут в настоящее время 160 тыс. аспирантов.[1]

Превосходя большинство азиатских стран по широте охвата населения базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу студентов. Отчасти этим объясняется сравнительно невысокая (хотя и имеющая тенденцию к росту) доля расходов на образование в ВВП страны (2,6 %). Необходимо упомянуть еще два обстоятельства. Во-первых, в Китае существует сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ (свыше 4 млн учащихся, срок обучения — 2-4 года), во-вторых, широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых (такими формами обучения охвачено более 12 млн человек). Лишь 10 % китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессионально-техническое обучение. Существует система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях. С осеннего семестра 2007 г. все сельские учащиеся профучилищ, а также нуждающиеся из городских семей получат стипендию в 1500 юаней в год.

Ежегодно 12,5 млн выпускников школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и подготовки. Огромную роль в повышении профессиональной грамотности и технической квалификации населения играют средства массовой информации, в том числе многочисленные образовательные программы телевидения.

За годы реформ 380 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, в том числе около 1 тыс. за государственный счет. В 1978 г. из Китая на учебу за границу выехало более 400 тыс. человек, свыше 10 тыс. в этот год вернулись обратно. В течение последних 10 лет более 50 % обладателей степени доктора технических наук обучались за границей. Свыше 100 тыс. обучавшихся за рубежом уже вернулись на родину. Китай занял первое место в мире по числу обучающихся за рубежом, сегодня ежегодно за рубеж уезжает более 25 тыс. чел., наибольшее число китайцев обучается в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Франции, Японии. В вузах США и Австралии шутят, что университет — это место, где русские преподаватели учат китайских студентов. Находясь за рубежом, китайские студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как математика, физика, биология. Согласно американской статистике, в США каждый пятый получающий степени PhD — китаец. Исключительно широка география зарубежного обучения: студентов из КНР принимают свыше 100 стран.

В последние пять лет динамичное развитие страны стало привлекать к возвращению из-за рубежа образованных этнических китайцев. Число «вернувшихся из-за моря», как называют их в Китае, непрерывно растет, а возвращаться есть кому: по данным Национального научного фонда (NSF) США из 276 тыс. иностранцев — обладателей докторских степеней, работающих в настоящее время (2007 г.) в США, 22 % — выходцы из Китая. Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. Значительное внимание уделяется привлечению талантов из стран США.

Систему образования в Китае часто квалифицируют как прагматическую и селективную. Вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика — в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь способные ученики. Поступление же в вуз — настоящий праздник для выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают до 200-300 человек на место. Одаренные молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной «лестнице» — к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т. п. Реформа высшего образования начата в 1993 г. с отмены госраспределения и постепенной отмены бесплатного образования. С 1997 г. высшее образование стало платным для всех: плата составляет 15-20 % себестоимости обучения, часто предприятие, на котором работал или будет работать студент, оплачивает учебу. Селективность системы высшего образования проявляется еще в одном: вузы страны делятся на несколько категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае и в Беларуси одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в вуз категории (или более низкой категории), соответствующий набранным баллам.

Китайской традиции свойственен высочайший престиж образования, а также особое положение так называемых девять ведущих вузов и университетов страны.

Базовые оклады профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа, Нанкинский, Фуданьский, Чжуншань- ский и др.) составляют порядка 500 долл. в месяц (против 250300 долл. в других университетах и вузах), педагоги и научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций лицам с научными степенями предоставляются различные послабления типа разрешения рождения второго ребенка.

Читайте так же:  Требования к фото для визы в США

Еще одна особенность вузов КНР — значительное преобладание естественно-технических и прикладных специальностей (порядка 60 % студенческих мест против 14 % в США, 18 % в Голландии, 22 % в Таиланде, 26 % в Японии, 30 % в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением, быть может, социологов) — относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями. Некоторые усматривают в этом нежелание КПК увеличивать прослойку гуманитариев, нередко представляющих угрозу социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно столкнулись с этой проблемой из-за перепроизводства политологов, юристов, журналистов и т. п. — многие выпускники с «престижными» профессиями оказываются без работы, пополняя ряды активной оппозиции и провоцируя молодежные и студенческие беспорядки. Поддержание существующей структуры вузовских специальностей в Китае продиктовано и соображениями экономии, а также стремлением в первую очередь получить инженеров, технологов, ученых естественнонаучного профиля.

Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем.

В 2007 г. принято решение восстановить бесплатное обучение в педагогических вузах Минобразования Китая при условии, что после окончания выпускники отработают два года в сельских школах или 10 лет в городских.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае — это учебные заведения, созданные на средства общественных организаций, научных ассоциаций граждан, предприятий, а также школы и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности, родителей учеников). Китайскую политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:

— традиционно патерналистская роль государства, согласно конфуцианской идеологии;

— запрет на получение прибыли в качестве цели создания и функционирования НОУ;

— активное привлечение общественности к управлению и финансированию НОУ;

— учащиеся НОУ пользуются теми же правами, что и государственные.

К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.[2]

Таким образом, главной чертой государственной политики в отношении НОУ является то, что, гарантируя им политическую поддержку и контроль: «активное поощрение, всемерная поддержка, правильное ориентирование и усиленное управление», государство не оказывает им финансовой поддержки. Хотя есть реальные государственные привилегии, которые стимулируют создание НОУ — это предоставляемые правительством льготы по налогам, аренде помещений, транспорта, земельных участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности «бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами». Вот почему предприятиям выгодно открывать НОУ и на их территориях свои филиалы. Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельные элитные учебные заведения составляли в период зарождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготным ценам, филиалы предприятий, клубы и т. п., но и выгодой от связей с родителями учеников. Школы, созданные предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы было достаточно 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.

Организованные частными предпринимателями или компаниями школы носят их имена и названия, что повышает социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу. Среди учредителей НОУ немало зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы.

Юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять основных моделей:

— создание школы при поддержке правительства, т. е. на начальном этапе оно оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа сама не накопит средств. Пример такой модели — неполная средняя школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители арендовали помещение, а также помогло с инвентарем;

— самостоятельное создание школ гражданином или группой лиц (часто на базе уже действовавших образовательных учреждений);

— создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным предприятием либо учреждением;

— акционерная форма;

— совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.

Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

1) Эффект НОУ проявился достаточно ярко: они облегчили финансовую ношу государства и уже к середине 1990-х гг. аккумулировали более 10 млрд юаней (свыше 100 млн долл.) негосударственных средств. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ основным источником покрытия расходов. Поскольку 90 % НОУ в Китае — интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр. Взносы зависят от множества факторов и резко колеблются по провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это делается раз в семестр.

Большинство частных и «народных» школ в Китае невелико по размерам, численность учащихся колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным, или даже превосходящих их по численности учащихся (500-1000 и более учеников), мало — не более 10 % всех НОУ.

Эта статья из раздела-инновационная политика китая, которая посвящена теме-система образования китай. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Интересное видео про развитие Китая

Источники:

  1. Зиманов, Л. Л. Организация государственного учета и контроля технического состояния автомобилей / Л.Л. Зиманов. — М.: Academia, 2017. — 128 c.
  2. Руководство по ремонту автомобиля Chery Fora/Elara. — М.: ЗАЗ, 2013. — 216 c.
  3. Правила дорожного движения. — М.: Тюмень: Тюменская правда, 1980. — 133 c.
  4. Шестопалов, К.С. Легковой автомобиль: Учеб. пособие для обучающихся на водителей транспортных средств категории «В» / К.С. Шестопалов. — М.: ДОСААФ, 2016. — 238 c.
Система образования в Китае
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here