Система образования в Италии

Предлагаем статью: "Система образования в Италии" с комментариями от профессионалов для людей, которые хотят избежать ошибок. Любой вопрос вы можете задать нашему консультанту.

ШКОЛА В ИТАЛИИ

Среднее полное общее образование в Италии включает в себя следующие основные ступени:

  • начальное образование длительностью 5 лет.
  • первый цикл среднего образования длительностью 3 года;
  • второй цикл среднего образования длительностью 5 года.
Иностранные ученики среднее образование в Италии могут получить только в международных школах или в одной из частных школ-пансионов.

В шесть лет дети поступают в начальную школу Италии. Первые две ступени школы в Италии — scuola elementare 1 и scuola elementare 2 — бесплатны для всех. Все общеобразовательные предметы на этом этапе — чтение, письмо, рисование, арифметика, музыка и др. — являются обязательными, по желанию изучается лишь религия. За это время иностранным ученикам удается изучить и освоить итальянский в Италии. Программы обучения обычно включают также изучение одного иностранного языка. Дети учатся пять дней, около 30 часов в неделю. В конце каждой ступени проводится тестирование. Вместо привычных для нас цифр применяется «словесная» система оценки («отлично», «хорошо» и пр.).

Традиционно классы в государственных школах Италии очень большие. В частных школах, составляющих примерно 5% от общего числа, учеников меньше. Программа обучения в частных школах Италии идентична государственной, но школам этого типа запрещено выдавать свои аттестаты, поэтому их ученики сдают госэкзамены на получение соответствующего сертификата.

По окончании первого пятилетнего цикла обучения в школе в Италии (двух первых ступеней) сдаются письменный и устный экзамены. По их результатам выдается аттестат начальной школы (diploma di licenza elementare), и ученики переходят в среднюю школу (scuola media), где учатся до 14 лет. На этом этапе  получения образования в Италии школьники изучают итальянский язык, историю, географию, математику и естественные науки, иностранный язык, искусство, музыку. После каждого года обучения проводятся экзамены по системе «сдано — не сдано». По окончании всего курса обучения в scuola media сдаются выпускные экзамены в Италии: по итальянскому, математике и иностранному языку — письменные, по остальным предметам — устные.

Выпускники средних школ Италии могут поступить в учебные заведения различных профилей, причисляемые в Италии к системе высшей средней школы (scuola secondaria superiore). Это аналоги профессиональных учебных заведений (технические институты, профтехучилища, школы искусств) и лицеи. В них учатся с 14 до 19 лет.

Подготовка к поступлению в университеты Италии производится в лицеях. Существует три их разновидности: классический (liceo classico), технический (liceo tecnico) и естественных наук (liceo scientifico). Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен (esame di maturita), очень похожий на французский экзамен на степень BAC, и получают аттестаты зрелости (diploma di maturita), с которыми можно поступать в университет.

В классическом лицее (Liceo Classico) реализуются 5-ти летние программы обучения с акцентом на гуманитарные дисциплины, однако естественнонаучные предметы присутствуют на втором цикле обучения. Средние школы с научным уклоном — естественно-научные лицеи (Liceo Scientifico) имеют программы обучения, обеспечивающие углубленную подготовку по естественнонаучным предметам. Лингвистические лицеи (Liceo Lingtastico) осуществляют языковую подготовку с одновременным изучением литературы и истории цивилизации. Техническое образование в Италии на данном уровне осуществляется в технических институтах (Instituti Теста) и также рассчитано на 5 лет. Профессиональная подготовка по другим отраслям знаний, в том числе по искусству, осуществляется в профессиональных институтах (Institute Professionale), артистических лицеях (Liceo Artisticq), институтах искусств (Institute di Arte).

Все эти программы образования в Италии ведут к получению выпускного диплома (Diploma di Maturita) различных типов: классического, научного, лингвистического, технического, управленческого, экономического и т.д. Любой из этих дипломов открывает доступ в учебные заведения высшего образования. Начиная с 1998-1999 учебного года, данная выпускная школьная квалификация стала называться Diploma di Esame di State conclusivo del corso di…- далее указывается направление подготовки.

УНИВЕРСИТЕТ В ИТАЛИИ

Преимущества высшего образования Италии:

  • Стоимость года обучения в государственном университете в Италии — около 500 евро в год, частные вузы устанавливают цены сами (9 500 — 22 000 евро).
  • Страна №1 для получения диплома в дизайне и моде.
  • Обучение в частных вузах Италии возможно на итальянском и английском языках.
  • Выучить итальянский язык в Италии не так сложно.
  • Италия — одна из красивейших стран мира, а итальянцы близки нам по духу и стилю жизни.

Система высшего образования в Италии включает в себя два сектора: университетский и неуниверситетский, причем первый является наиболее развитым как горизонтально (по числу изучаемых курсов, дисциплин и направлений/областей), так и вертикально (по количеству уровней и типологии соответствующих степеней).

Неуниверситетский сектор высшего образования в Италии включает два основных направления:

  • образование в области искусств (школы дизайна Италии, академии изящных искусств, консерватории), находящееся в ведении Министерства образования Италии или Совета по национальному культурному наследию;
  • профессиональное образование, находящееся в ведении местных властей.

Система образования в Италии 56

Некоторые программы обучения имеют «длинный двойной цикл» — Стоматология, Медицина, Фармацевтика, Ветеринария, Архитектура. Для того, чтобы получить диплом, необходимо закончить 1 и 2 циклы высшего образования и получить 300-360 кредитов. Программы  обучения длятся 5-6 лет. Для поступления на эти программы необходимо сдавать вступительные экзамены.

Язык обучения

Обучение в Италии возможно и на итальянском, и на английском языке. Закончив программу итальянского в языковой школе в Италии, вы получите серьезный шанс поступить в выбранный вами вуз. Курсы на английском читают частные университеты в Италии, филиалы англоязычных университетов и школы моды и дизайна в Италии.

Школы моды и дизайна в Италии 

Италия — страна №1 в мире, куда приезжают за дипломом в дизайне и моде. Вы можете учиться в таких всемирно известных школах дизайна Италии как Domus Academy, Istituto Marangoni и др. Школы дизайна в Италии предлагают первое высшее, второе высшее образование, краткосрочные курсы повышения квалификации и летние программы обучения в самых разных областях — дизайн в моде, управление в моде, дизайн интерьера, графический дизайн, дизайн аксессуаров, управление брендом, имидж-консультант, дизайн рекламы, ландшафтный дизайн, архитектура, интерактивный дизайн, дизайн автомобилей, медиа-дизайн, сценический дизайн и многое другое.

Обучение в школе моды и дизайна в Италии длится от 1 до 4 лет. Система степеней — европейская. По окончании вы можете получить диплом, степень бакалавра или степень магистра. Обучение  в школе моды и дизайна проходит на английском или итальянском языке.

Университеты Италии 

В университетах Италии обучается подавляющее большинство студентов. Всего в Италии 47 государственных университетов и 9 независимых, имеющих государственную лицензию. В университетах Италии сохранились многие средневековые традиции. В праздники студенты носят разноцветные кепи в стиле Робин Гуда, а «новички» проходят обряд посвящения в студенты.

Для получения первого диплома laurea (C.L.), соответствующего уровню «бакалавр» в англосаксонской системе, требуется учиться в университете Италии 4-6 лет. В частности, филологи могут получить эту степень через четыре года, химики и архитекторы — через пять лет, а медики — через шесть.

Следующая степень, соответствующая магистрской, называется Diploma universitario (C.D.U.). Курс обучения длится три года. Существует также двухлетний курс специализации Scuole dirette a fini speciali, по итогам которого можно получить степень, аналогичную C.D.U.

Кредиты:

В университетах Италии действует «кредитная система» (CFU). Университетский кредит обычно соответствует 25 часам обучения. Обычно ежегодно студент «зарабатывает» 60 кредитов.

За учебный период в университете студенту необходимо изучить 19-20 дисциплин, включая факультативные. Посещение занятий обязательно, и студенты даже отмечают дни посещения лекций и семинаров в своих зачетках. По завершении курса любого уровня учащиеся защищают дипломную работу. «Основу» оценки за нее составляет среднее арифметическое результатов всех сданных студентом экзаменов. В зависимости от выступления испытуемого на защите комиссия может понизить либо повысить конечную оценку. Если же вы не уложились с экзаменами и дипломом в срок, то можете учиться еще столько, сколько потребуется. Девиз студента: «Не сдал — всегда пересдашь». Конечно же, это уменьшает нервотрепку, но и требует большей ответственности от студентов.

После трех лет практики по специальности выпускник университета в Италии может поступить в докторантуру. Для этого нужно пройти вступительный тест. Те, кто успешно с ним справляются, получают стипендию на обучение в Италии. Докторанты обычно ведут исследовательскую работу в разных университетах в Италии и за рубежом. Защитившиеся получают степень доктора.

Учебный год начинается в октябре-ноябре и заканчивается в мае-июне. В течение года бывает три сессии, и каждый студент сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать (за исключением некоторых обязательных на каждом факультете), так как студенты имеют право на свой индивидуальный план обучения. Очень важное отличие от нашей системы образования — это отсутствие экзаменационных билетов. Экзамены бывают письменные и устные. Литература, история, лингвистика, филология обычно сдаются устно на итальянском языке. В Италии каждый экзамен требует огромной самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что вы должны знать о предмете. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших.

У каждого профессора есть определенные часы приема, когда он может вас лично выслушать и посоветовать, какие книги вам будут наиболее полезны. При желании вы можете подать заявку, чтобы иметь «куратора» по одному из основных ваших предметов. С ним вы всегда сможете посоветоваться по поводу учебного плана, экзаменов, программ, книг и, конечно же, дипломной работы. Еще одна возможность — зайти в консультационный центр, существующий на каждом факультете, где разрешат многие ваши сомнения.

Читайте так же:  Оформление визы в Иорданию

Требования и порядок поступления в университеты Италии 

Главным принципом системы образования в Италии считается «академическая свобода», т.е. в университет может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Иностранные студенты при поступлении на первый университетский цикл не сдают вступительных экзаменов, поэтому теоретически в университет в Италии можно поступить, просто имея аттестат о среднем образовании (равносильный итальянскому diploma di maturita).

При всём этом многие итальянские университеты имеют собственную систему тестирования по языку. Такие тесты обычно состоят из грамматических вопросов, перевода текста и собеседования с преподавателем, поэтому многие абитуриенты предпочитают предварительно изучать итальянский в Италии.

Но для получения визы на обучение в государственном университете необходимо провести легализацию аттестата / диплома в Консульстве / Посольстве Италии.

Академии изящных искусств и школы моды и дизайна Италии, напротив, принимают студентов по конкурсу, который достаточно велик, так как обучение в них очень престижно. Как правило, студент должен представить свое портфолио. В школы дизайна в Италии наши выпускники могут поступить сразу после получения аттестата о среднем образовании.

В любой бочке мёда есть ложка дёгтя (или же наоборот), остается лишь разобраться чего больше в итальянском образовании. Образование в Италии — это диплом европейского образца, который откроет вам двери и окна в любую страну ЕС, не ударив по вашим карманам. Ведь уровень образования в Италии приравнивается к образованию в Англии, Америки или других европейских стран, но стоимость, по сравнению, значительно ниже. А на сегодняшний день, вполне вероятно, что на образование в Италии вы потратите даже меньше, чем на родине. Но стоимость – это не единственный фактор, влияющий на выбор университета, давайте разложим по полочкам все плюсы и минусы обучения в Италии.

Образование в Италии – плюсы

Высокое качество образования

В особенности в творческий сферах деятельности, таких как мода, дизайн, фотография, опера;

Диплом признается по всему миру

В первую очередь во всех странах ЕС автоматически, а в других странах после бюрократического подтверждения;

Высокий уровень студенческой мобильности

То есть получая образование в Италии вы совершенно бесплатно сможете поехать на учёбу по обмену, например в Англию;

Получение стипендии

При хорошей успеваемости вы можете получить стипендию или грант (от 300 до 1500 евро в месяц), которые вам полностью покроют затраты на обучение и плюс еще останется на подарки;

Официальная возможность работать

У вас будет возможность (не обходя закон) подрабатывать 20 часов в неделю, причем очень часто сам университет предлагает вакансии.

Европейский вид на жительство

Образование в Италии – это также

вид на жительство

– европейский документ, который позволит вам путешествовать по всей Европе.

Бесконечная возможность пересдавать экзамены

За несданные экзамены вас не выгонят, а лишь отправят доучить дисциплину;

Итальянская культура

Ну и, конечно же, образование в Италии – это вкуснейшая кухня, прекрасный климат и жизнерадостные итальянцы;

Новый, ни с чем не сравнимый культурный опыт.

Образование в Италии – минусы

Бюрократическая волокита с поступлением и оформлением бумаг

Поскольку поступать и подавать документы вам придётся не напрямую, я через посольство и лишь в 1 университет в году.

Ограниченное количество мест

Места в государственных университетах ограничены для иностранцев, и составляют  от 2 до 20 человек на факультет;

Дополнительные растраты

Вам придётся тратиться на проживание и питание – от 500 до 1000 евро в месяц;

Самостоятельное обучение

Образование в Италии – это самостоятельное обучение, то есть вы сами организовываете свою сессию, сами решаете, что и когда сдавать. В результате если вы не организованы, то учеба может затянуться на много лет.

Итальянский диплом не гарантирует автоматическое трудоустройство.

Итак, подведем итог. В моём случае плюсов оказалось вдвое больше чем минусов, но это моя субъективная точка зрения, я не хочу выдавать её за единственную истину. Что касается меня, то моему счастью не было предела. И с каждой ступенькой я становилась счастливее, сначала поступление в университет, после выигрыш стипендии, после дипломная работа, и наконец долгожданное окончание университета.

Система образования в Италии 177

Ну а дальше выбор за каждым, где вам жить и строить карьеру. Ну что, надумали поступать в университет Италии? Да? Значит статья «Учеба в Италии – руководство к  действию» обязательна к прочтению.

Италия – одна из первых стран мира, где появились университеты и высшие школы. И сегодня здесь следуют многовековым традициям: итальянцы уверены, что каждый человек должен получить высшее образование, чтобы построить не только успешную карьеру, но и всю жизнь. Неудивительно, что солнечная Италия остается популярным направлением для учебы среди иностранцев: вузы в Италии престижны, а цены на обучение низкие, итальянские дипломы ценятся везде, и время, проведенное в этой стране, запомнится на всю жизнь.

Система высшего образования

Итальянская система высшего образования имеет много общего с общепринятой системой в Европе, в первую очередь это трехступенчатое обучение – «бакалавр – магистр – доктор наук». Ведь именно в Италии прошел знаменитый Болонский процесс, определивший современную систему высшего образования. После степени бакалавра («Laurea triennale»), на получение которой потребуются 3-4 года, студент может получить диплом магистра («Laurea magistrale a ciclo unico») за 2-4 года и затем  — степень доктора наук («Dottorto di ricerca»), потратив еще 3-4 года. Специальности, связанные с медициной и архитектурой, требуют большего времени.

Учебный год в Италии начинается в октябре-ноябре и заканчивается в мае-июне. В течение года проходят 3 сессии: в январе-феврале, июне-июле и сентябре. Во время экзаменационных периодов занятия не проводятся. Интересно, что студент сам выбирает, в какую сессию сдавать экзамены. Можно сдать экзамен всего по одному предмету за учебный год, но в конце обучения придется потратить еще один год для экзаменации по всем остальным изученным дисциплинам. 

Система обучения в вузах Италии подразумевает самостоятельность студентов. Даже посещаемость проверять никто не станет. На лекциях преподаватель объясняет новый материал по теме, и если учащемуся что-то непонятно, он записывается на индивидуальную консультацию к профессору. Однако на экзаменах комиссия сразу увидит уровень подготовки и знаний студентов. Поэтому несмотря на отсутствие контроля, занятия лучше не прогуливать.

Студенты имеют право на бесплатную пересдачу, если не устраивает оценка, для этого нужно сдать этот же экзамен во время следующей сессии. Сами экзамены тоже отличаются от принятой системы экзаменации в России: проверка знаний осуществляется не по билетам — в итальянских вузах преподаватель задает учащемуся несколько вопросов по всему курсу предмета или же выдает тестовые и контрольные работы.

Система образования в Италии 7

В Италии, наравне с другими европейскими странами, для оценивания используется общеевропейская система кредитов – ECTS. За сдачу экзамена и общее время освоения каждой дисциплины студент получает определенное количество баллов (кредитов), 1 кредит равняется 25 часам. Так, для диплома бакалавра потребуется минимум 180 кредитов за все годы учебы, для получения диплома магистра – еще минимум 90 баллов. Такая система упрощает переход учащегося на следующий курс и позволяет без труда переводиться в другой вуз в любой европейской стране.

Изучаемые дисциплины подразделяются на обязательные и факультативные. Таким образом, студенты изучают не только выбранную специальность, но и смежные отрасли.

В итальянских вузах есть программы обучения как на итальянском языке, так и на английском. Однако выбор специальностей с преподаванием на итальянском гораздо шире. Если студент владеет государственным языком на низком уровне или же не говорит на нем вовсе, то вуз, в который поступает абитуриент, предлагает бесплатные подготовительные языковые курсы. Итальянский считается одним из самых простых в изучении языков, поэтому уже через 2-3 месяца занятий вы сможете без труда понимать устную речь. Только после языковых курсов абитуриент будет допущен к вступительным экзаменам: владеть итальянским языком студент должен как минимум на уровне B2.

Для поступления в итальянский вуз необязательно иметь аттестат об окончании 12-летней школьной программы (как абитуриенты из Италии), достаточно будет обучения в разных учебных заведениях суммарно 12 лет: например, 11 классов школы и 1 курс в вузе на родине. Если студент поступает на ту же специальность, по которой обучался в университете своей страны, то есть возможность перезачета предметов.

Еще один важный фактор: студентам в Италии разрешается работать, но только 20 часов в неделю. Так как график учебы составляется самостоятельно, то и на подработку всегда время найдется. А в крупных итальянских городах найти подходящую работу несложно, особенно если воспользоваться помощью специального отдела по трудоустройству студентов, который работает в каждом вузе. На последних курсах обучения учащиеся проходят обязательную производственную практику, к слову, оплачиваемую. В большинстве случаев студенты получают работу уже во время стажировки.

Другое неоспоримое преимущество учебы в Италии – это возможность остаться в стране еще на один год после окончания вуза. Если студент не устроился на работу на последнем курсе, то вид на жительство автоматически продлевается на 12 месяцев с момента получения диплома. Такая же система действует в Канаде, Сингапуре, Нидерландах, Дании и других странах.

Италия занимает 5 место в Европе по количеству студентов, участвующих и приезжающих в итальянские вузы по программе Erasmus Mundus. Любой иностранец, приехавший учиться в Италию, может поучаствовать в программе и таким образом получить двойной диплом.

Читайте так же:  Получение вида на жительство в Таиланде

В Италию ежегодно приезжают 35 тысяч студентов. Большинство из них едут за дипломами в сфере искусствоведения, философии, лингвистики, истории, архитектуры, дизайна и моды. Италия славится своими достижениями в этих сферах. Однако игнорировать точные и естественнонаучные направления тоже не стоит.

Система образования в Италии 168

Выбор вуза и программы

Официально в Италии высшие учебные заведения могут быть государственными (58 вузов) и частными (17 вузов). Также функционируют 6 высших школ для получения постдипломного образования. Условно же итальянские вузы подразделяются на «университетские» и «неуниверситетские». Первый тип включает в себя стандартные университеты, второй – специализированные (музыкальные, художественные, военные и другие.).

Государственный Университет Ла Сапиенца (Рим). Один из старейших вузов в мире, основанный в 1303 году. Предлагает более 300 программ бакалавриата, 260 программ магистратуры и 120 программ докторантуры. В этом университете учатся 190 тысяч человек, среди которых 12 тысяч – иностранцы. Вуз считается многопрофильным, однако иностранцы чаще выбирают специальности в сферах архитектуры, философии, юриспруденции, филологии и медицины.

Болонский государственный университет (Болонья). Старейший вуз в мире, основанный в 1088 году. Именно этот университет заложил основы современного высшего образования. Сегодня здесь учатся 100 тысяч студентов, включая 5 тысяч иностранных. Изначально в Болонском университете изучали римское право, но сейчас в вузе насчитывается 23 факультета самых разных направлений, но юридический все еще остается наиболее популярным.

Миланский государственный университет (Милан). Ведущий научно-исследовательский университет в Италии. Этот вуз чаще всего выбирают для обучения по программам магистратуры и докторантуры. В Миланском университете обучаются 65 тысяч студентов, 5 тысяч из них – выходцы из других стран. Наиболее востребованные специальности в вузе: математика, физика, юриспруденция и медицина.

Туринский государственный политехнический университет (Турин). Еще один вуз с многовековой историей основан в 1404 году. С XIX века славится лучшим медицинским факультетом в стране, а в XX веке здесь открылась первая кафедра психологии в Италии. Здесь учатся 35 тысяч студентов (бакалавров, магистрантов и аспирантов), среди которых 6 тысяч иностранцев. Кроме медицинских специальностей, учащиеся выбирают факультеты филологии, экономики и международных отношений.

Неаполитанский государственный университет имени Фридриха II (Неаполь). Вуз основал король Фридрих II в 1224 году как образовательный центр Сицилийского королевства. Сегодня 110 тысяч студентов (15 тысяч — иностранцы) обучаются здесь на 20 факультетах, наиболее востребованные из которых – архитектурный, медицинский, математический, инженерный и филологический.

Миланский технический университет (Милан). Самый крупный технический вуз в Италии, основанный в 1863 году. Выпускники вуза не раз становились нобелевскими лауреатами. В университете 17 факультетов, самые популярные среди иностранцев – архитектурный, энергетический, авиационно-космической техники и биоинженерный. На сегодняшний день в вузе насчитывается 50 тысяч учащихся, 5 тысяч из которых — иностранные студенты.

Флорентийский государственный университет (Флоренция). Еще один именитый вуз, основанный в 1321 году. В университете учатся 60 тысяч студентов, 7 тысяч – иностранцы. Вуз занимает лидирующие позиции в подготовке специалистов в областях медицины, экономики, педагогики и психологии.

Коммерческий университет им. Луиджи Боккони (Милан). Частный итальянский вуз, считающийся одним из лучших экономических университетов в мире. Основан в начале XX века предпринимателем Луиджи Боккони. Здесь обучаются 15 тысяч студентов, среди которых 3 тысячи – иностранцы.

Система образования в Италии 61

Европейский институт дизайна (Милан, Рим, Флоренция, Турин, Венеция). Крупнейший европейский вуз в сфере моды и дизайна с отделениями в пяти итальянских городах, а также с филиалами в Мадриде и Барселоне. Выдает дипломы бакалавров и магистров. Здесь обучаются 10 тысяч студентов, среди которых 3 тысячи – иностранные учащиеся. Вуз частный, средняя стоимость обучения на бакалаврских программах – 11 тысяч евро в год, на магистерских программах – 18 тысяч евро в год.

Академия изящных искусств (Флоренция). Основанная в 1561 году, Академия является первым художественным вузом в Европе. Кстати, здесь до конца XIX века хранилась скульптура великого Микеланджело «Давид». Сегодня в Академии получают высшее художественное образование 15 тысяч человек, из них 2 тысячи – иностранцы.

Миланская консерватория им. Джузеппе Верди (Милан). Главное музыкальное высшее учебное заведение Италии. Здесь обучаются 10 тысяч студентов – музыкантов, дирижеров, композиторов и исполнителей разных жанров и стилей. Среди известных выпускников – Джакомо Пуччини, Артуро Бенедетти Микеланджели, Карло Альфредо Пьятти и Людовико Эйнауди.

Стоимость обучения и стипендии

Как правило, обучение в государственных вузах Италии бесплатное, однако каждый год нужно платить вступительные взносы. Их размеры варьируются от 600 до 3 тысяч евро в год. Конечно, учеба в других странах Европы, например, в Великобритании или Испании, обойдется значительно дороже. Размер ежегодных взносов зависит от финансового состояния семьи студента: каждый год учащийся предоставляет в ректорат справку о доходах родителей. Учеба в частных университетах платная – от 6 до 20 тысяч евро в год.

Итальянские вузы выплачивают стипендию студентам с высокой успеваемостью, а также учащимся с низким семейным доходом. Такая финансовая поддержка покрывает ежегодные университетские взносы и расходы на жилье и питание. Чтобы получить стипендию, нужно обратиться в ректорат университета в конце учебного года и предоставить справки об успеваемости, о доходах каждого члена семьи и другие персональные данные. Претендовать на стипендию, размер которой варьируется от 1 до 10 тысяч евро, могут студенты всех курсов и специальностей (бакалавры, магистры и доктора) каждый год.

По теме: Стипендии и гранты для учебы в Италии

Кроме университетских стипендиальных программ учащиеся могут получить государственную стипендию. Для этого также через ректорат нужно подать пакет документов, подтверждающий отличные оценки и уровень доходов семьи. Максимальный размер подобной финансовой поддержки – 14 тысяч евро в год.

Министерство иностранных дел предоставляет отдельную стипендию студентам из России и стран СНГ. Финансовая поддержка покрывает расходы на обучение и проживание. Чтобы участвовать в стипендиальной программе, нужно сразу после зачисления в вуз обратиться в Министерство.

Главное требование к кандидатам на получение любой стипендии – знание итальянского языка, не обязательно в совершенстве, но на достойном уровне.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подробнее о стипендиях и грантах на обучение в Италии читайте здесь.

Как поступить в итальянский вуз

Как уже говорилось ранее, у абитуриента, поступающего в один из итальянских вузов, за плечами должно быть 13 лет образования.[1]

Система образования в Италии 87

Оформлением документов для поступления следует заняться заранее – в январе-феврале. Связано это с тем, что нужно подтвердить документы о предыдущем образовании: в Министерстве образования Италии на школьный аттестат и справку из вуза ставится апостиль (специальный штамп, удостоверяющий подлинность документов). Все это можно отправить по электронной или обычной почте. Данная процедура занимает 2 месяца. Затем нужно сделать копии всех документов на итальянском языке и подать заявление-анкету с указанием вуза, в который вы желаете поступить, в Посольство Италии в своей стране. Затем сотрудники посольства направляют пакет документов в университет, где и проходит рассмотрение каждой заявки от иностранцев. После зачисления и получения приглашения от вуза, надо подать документы на студенческую визу:

  • Копия загранпаспорта
  • Авиабилеты до Италии
  • Фото и биометрия
  • Подтверждение о зачислении в вуз
  • Копии документов о предыдущем образовании
  • Подтверждение денежных средств (справки с места работы родителей, выписки с банковских счетов)
  • Полис медицинского страхования на полный период обучения

Документы подаются в Посольство или Консульство Италии. А уже по прибытии в страну в течение 8 дней надо прийти в Центральное отделение полиции и подать ходатайство о временном виде на жительство, который затем продлевается каждый год учебы.

Проживание и адаптация

Некоторые вузы в Италии предоставляют студентам платное общежитие. Это чаще всего комната на 2-4 человек в современном кампусе с общей кухней, общими душевыми и туалетами на этажах. Проживание в университетском общежитии обойдется от 100 до 400 евро в месяц.

Большинство итальянских студентов выбирают другой вариант проживания – частные общежития или частные резиденции. В них более комфортные условия, чем в университетском общежитии, а стоимость не намного выше, в среднем – от 200 до 500 евро в месяц.

Третий вариант – совместная аренда квартиры. Небольшую двухкомнатную квартиру можно снять за 500-600 евро в месяц. На севере Италии жилье обычно дороже, чем в южных регионах.
Что касается других расходов, то итальянские студенты пользуются многочисленными льготами: на проезд в общественном транспорте, на посещение достопримечательностей и даже на питание в университетских столовых.

Учеба в Италии – это, в первую очередь, диплом престижного вуза с многовековой историей, а также незабываемое время, проведенное в одной из самых красивых стран мира. Выбор этой страны для получения высшего образования имеет множество неоспоримых преимуществ, и поэтому Италия остается одним из самых популярных направлений для учебной иммиграции.

Ксения Смирнова 

В настоящее время образовательная система Италии переживает период реформирования в рамках Болонского процесса, направленного на создание единого общеевропейского образовательного пространства. Особенно существенные изменения коснутся высшей школы.

В соответствии с новыми стандартами в итальянских вузах постепенно вводится европейская трехступенчатая модель образования. Ее первая ступень, соответствующая бакалавриату, носит название Corsi di Laurea и рассчитана на три года обучения. За этот срок студенты осваивают базовые дисциплины по избранной специальности и получают необходимые профессиональные навыки.

Вторая ступень включает программы подготовки специалистов (Corsi di Laurea Specialistica), а также программы специализации первого уровня (Corsi di Specializziazione di 1° livello) и магистерские программы первого уровня (Corsi di Master Universitario di 1° livello). В зависимости от конкретной программы срок обучения может составлять два или три года.

Постакадемическое образование помимо традиционной аспирантуры с защитой диссертации и присуждением ученого звания доктора наук включает программы специализации и магистерские программы второго уровня.

В ряде университетов пока еще сохраняется и унаследованная от прошлого система 5-летнего университетского обучения, завершающегося вручением диплома специалиста — Diploma universitario.

Читайте так же:  Как эмигрировать в Канаду на ПМЖ из России?

Контроль за деятельностью вузов осуществляет Министерство высшей школы и научных исследований (MIUR). В каждой итальянской провинции имеется собственное Управление по делам образования, которое следит за соблюдением Государственных стандартов в сфере образования.

Для поступления в итальянский вуз студенту-иностранцу, как правило, необходимо сдать экзамен по специальности и по итальянскому языку. Некоторые вузы разрешают не сдавать экзамен по итальянскому языку тем, у кого есть сертификат, подтверждающий владение итальянским на надлежащем уровне. К примеру, в Москве в Итальянском институте культуры в Москве можно сдать языковой тест по итальянскому языку CILS, разработанный университетом Сиены специально для иностранных студентов. Из четырех уровней «проходным» считается уровень не ниже второго.

Высшие учебные заведения

В систему высшего образования Италии входят университеты, институты и колледжи.

Из 83 университетов 58 являются государственными, еще 17 принадлежат негосударственному сектору, однако имеют государственную аккредитацию, и два университета работают специально с иностранными студентами. Дополняют список три политехнических университета и три высшие школы, ориентированные на постакадемические программы.

Помимо университетов в Италии действуют и другие учебные заведения, в которых можно получить высшее образование. Главным образом они представлены высшими школами, каждая из которых имеет свой профиль. Сюда относятся вузы творческого направления — высшие школы дизайна, академии изящных искусств, консерватории, а также аккредитованные музыкальные институты; языковые вузы (высшие школы языковой подготовки); вузы технического образования (IFTS) и высшие школы интегрированного обучения (FIS). Существует также ряд профильных школ, в которых ведется подготовка специалистов по таким областям, как архивное дело, дипломатия, реставрационное искусство и высшие военные училища.

Старейший университет Италии основан в 1088 г. в Болонье. Сегодня он носит название Universitа degli Studi di Bologna и считается первым номером в стране по преподаванию права. В области дизайна бесспорным лидером остается Европейский институт дизайна (Istituto Europeo di Design), расположенный в Милане. Самый высокий авторитет в сфере международной экономики, финансов и менеджмента принадлежит негосударственной Европейской школе экономики (ESE) и Школе менеджмента Scuola di Direzione Aziendale Bocconi. Медицинским факультетом славится университет в Салерно (Universita di Salerno).

В столице государства Риме расположено сразу пять университетов. В крупнейшем из них — La Sapienza (Universitа degli Studi di Roma) — учится около 180 тыс. студентов. Четырнадцать факультетов, 69 специализированных школ и больше тысячи курсов повышения квалификации представляют широчайший спектр специальностей и специализаций — архитектура, экономика и бизнес, право, информатика, инженерные науки, физика, филология, философия, социология, география и другие направления.

В Перудже и Сиене находятся два особых университет для иностранцев — Universitа per Stranieri. Их особенность заключается в том, что зарубежных студентов принимают сюда с любым, даже нулевым уровнем знания итальянского языка. Занятия начинаются с суперинтенсивной языковой подготовки — по 8 ч в день 6 раз в неделю. Только после этого студенты переходят непосредственно к освоению университетского курса. Universitб per Stranieri di Siena в основном готовит преподавателей итальянского языка и литературы.

В Италии можно также пройти обучение на английском языке. Такую возможность предоставляет, например, расположенный в Риме американский университет им. Джона Кэбота (John Cabot University). Магистерские программы на английском предлагают и другие вузы.

Итальянские академии изящных искусств отличаются своими особенностями. Обучение в них ведется по четырем направлениям: живопись, скульптура, дизайн и сценическая декорация. Программы рассчитаны на 4 года обучения и состоят из двух блоков — теоретического и практического. В отличие от университетов, набор в академии осуществляется по результатам вступительных экзаменов и творческого конкурса.

Работа во время учебы

Статус студента позволяет иностранцу вполне легально искать в Италии временную работу. Занятость не должна превышать 25 ч в неделю. При каждом университете действует отдел занятости, в который можно обратиться за содействием в трудоустройстве. Зачастую студентам предлагают поработать ассистентами у своих же преподавателей: регистрировать почту, делать ксерокопии статей и документов, подбирать в библиотеке нужные книги и т.п. На последних курсах возможна оплачиваемая стажировка в итальянской компании.

Италия относится к числу стран, в которых университеты занимаются трудоустройством выпускников. Главный «козырь» молодого специалиста — высокие академические показатели. Обладателю диплома с отличными оценками по подавляющему большинству дисциплин, даже если он не является гражданином Италии, можно не волноваться о будущем месте работы — скорее всего, он получит сразу несколько предложений еще до защиты диплома. Немало таких предложений поступает от крупных концернов и международных компаний и организаций.

3. Особенности системы высшего образования в Израиле

университет образовательный учебный студент

Система израильского высшего образования трехступенчатая: бакалаврат, магистратура и докторантура. Степень бакалавра присуждается после трех или четырех лет учебы, еще два-три года уходят на получение степени магистра. Чтобы стать доктором, нужно закончить докторантуру (два-четыре года) и защитить научную работу.

Все три степени можно получить в восьми государственных университетах Израиля. Бакалавров выпускают колледжи-филиалы университетов и некоторые региональные колледжи (например, колледж Сапира или колледж Тель-Хай). Другие учебные заведения, как институт им. Х. Вейцмана, специализируются исключительно на докторантуре. Все остальные (медицинские и прочие профессиональные училища, включая художественные, музыкальные и театральные школы, а также школы гостиничного хозяйства и туризма) выдают дипломы о профессиональной квалификации.

При наличии российского диплома о среднем профессиональном, незаконченном высшем или полном высшем образовании, при обращении в Министерство просвещения Израиля, присваивается соответствующую академическую степень в зависимости от продолжительности обучения, количества прослушанных курсов и престижности оконченного вами учебного заведения. Как правило, дипломы российских университетов приравниваются к магистерским.

Требование при поступлении

Иностранные студенты должны иметь аттестат, равнозначный израильскому сертификату для поступления в высшее учебное заведение (Israeli Bagrut).

Требуемое знание языка

В Израиле три государственных языка: иврит, арабский и английский. В основном учебные программы преподаются на иврите, реже — на английском. Поэтому при поступлении вам придется выдержать языковое тестирование, оценка за которое присуждается по единой шкале. Большинство вузов принимают студентов со знанием иврита на уровне «гимель-далет» (средний уровень). Медицинские, психологические и юридические факультеты университетов требуют более высокого уровня «хей-вав».

Подготовиться к языковым тестам можно в специальных учебных центрах — ульпанах. Обучение может занять до пяти месяцев (по 20-25 часов в неделю). Стоимость для иностранцев — 4 тыс. шекелей. Так называемые репатрианты могут учиться бесплатно, в некоторых случаях нужно будет внести регистрационный взнос (около 200 шекелей).

Есть несколько видов учебных центров: самые распространенные — ульпаны-кибуцы (кибуц — что-то вроде колхоза), изучение языка здесь чередуется с работой в хозяйстве. Проживание и питание бесплатно, но обязательно нужно заплатить вступительный взнос (устанавливается индивидуально каждым кибуцем). Есть ульпаны молодежных центров (только для репатриантов) и летние университетские ульпаны, пользующиеся особой популярностью у иностранцев. Занятия в них длятся шесть-восемь недель. Ульпаны есть не только в Израиле, но и в России при еврейских культурных центрах. Например, в Москве работает ульпан «Иерусалим в Москве», где желающие могут изучать иврит и еврейскую культуру.

Помимо иврита иностранные студенты должны знать английский, на котором написана значительная часть учебной литературы. Владение английским всеми вузами Израиля оценивается по единой шестиуровневой шкале. Для поступления в вуз нужно получить сертификат третьего-второго уровней. Первый и нулевой (высшие) уровни освобождают студентов от обязательных занятий языком в университете, за которые может взиматься дополнительная плата.

Экзамены

Кроме языкового теста абитуриенты сдают общеизраильский психометрический тест, цель которого — оценить интеллект поступающего, его способности к логическому мышлению, знания математики и владение английским. Результаты теста действительны семь лет, их принимают все вузы Израиля. Пересдавать можно неограниченное количество раз, но не ранее десяти месяцев после предыдущей попытки. Тестирование можно пройти на русском языке.

Для поступления в вуз в среднем нужно набрать 400 баллов (из 800). Если в планах поступать на инженерные факультеты, придется сдать еще и единый платный экзамен по математике и физике (проводится в мае в Центре тестирования и оценки). На отделения медицины и психологии можно попасть только после дополнительного собеседования на иврите, а в художественные, музыкальные и театральные вузы требуется предоставить творческие работы, пройти прослушивание или просмотр.

Подготовительные курсы

В Израиле действует целая сеть частных учебных центров, готовящих абитуриентов к тесту и к учебе в вузе (преподают в том числе и на русском языке). Обычно продолжительность подготовительных курсов — 80-200 ак. часов.

Запись

Конкурсы в вузы Израиля довольно высокие (на некоторые факультеты Тель-авивского университета достигает 6 человек на место). Поэтому лучше подать документы сразу в несколько учебных заведений. Правда, за это придется заплатить (по 250 шекелей за запись: половину этих денег вузы, в которые абитуриент не поступил, вернут при предъявлении документов о зачислении в другой вуз).

Часть предметов, которые студент изучал дома, скорее всего, перезачтут: для этого необходимо принести в ректорат вуза транскрипт — заверенную и переведенную на английский язык академическую справку с указанием изученных вами предметов, количеством часов и оценками. Перезачитываются только те дисциплины, которые вы сдали на «отлично».

Читайте так же:  Распределение квоты на РВП в Екатеринбурге

Иногда студентам из-за рубежа предлагают сдать специальный экзамен (на английском или иврите), который бы подтвердил их отличные знания по профилирующим на выбранных факультетах предметам, а также высокий уровень общего развития. По результатам вас могут перевести на второй год обучения.

Процедуру регистрации в израильских вузах нужно повторять перед каждым семестром. На первое полугодие запись идет с февраля, на второе — с ноября. К заявлению нужно обязательно прикладывать квитанцию об оплате семестра. Если у студента возникли финансовые трудности, он может взять академический отпуск и продолжить обучение спустя год после прекращения занятий.

Стипендии

Образование в Израиле платное. Иностранцы не могут рассчитывать на гранты правительства или муниципальных образований. Финансовая помощь и льготы предусмотрены только для так называемых «новых репатриантов» (иммигрантской молодежи). Они могут бесплатно получить консультации по системе израильского образования и посещать языковые курсы. Но самое главное — у них есть право на государственную помощь по оплате жилья и учебы.

Материальная помощь предоставляется только тем, кто начал учиться не позднее 18 месяцев со дня прибытия в страну (период службы в Армии обороны Израиля в этот срок не включается) и поступает:

— на подготовительные отделения (до 22 лет)

— на бакалавриат (до 26 лет)

— в магистратуру (до 30 лет).

Получить помощь от государства на следующий год можно только в случае успешного завершения предыдущего учебного года.

Университеты

Университеты Израиля кроме преподавательской деятельности занимаются еще и исследовательской работой.

Старейший вуз Израиля — Израильский политехнический институт — известен исследованиями в сфере инженерного дела, математики и естественных наук, научно-исследовательский институт им. Х. Вейцмана — исследованиями иммунных систем, генетики растений, цитологии и др. Еврейский университет (Иерусалим) — признанный мировой центр изучения иудаики, ислама и арабистики. Помимо этого в вузе ведут разработки в области сельскохозяйственных наук и биомедицины.

Специалисты университета им. М. Бар-Илана изучают классические еврейские тексты, религиозную практику, широкий спектр гуманитарных, социальных и естественных дисциплин, математику и компьютерные технологии.

Один из самых крупных, университет в Тель-Авиве, ведет исследования в области электроники, инженерных систем, ядерной физики, энергетики, сверхпроводников, физики твердых тел, охраны окружающей среды.

Университет Хайфы сосредоточен на археологии, исследовании моря, истории европейского еврейства и взаимоотношениях арабов и евреев внутри Израиля и на всем Ближнем Востоке.
Самый молодой университет им. Д. Бен-Гуриона специализируется на семейной медицине, исследует пустыни (готовит кадры для работы в южном засушливом регионе страны).

Выводы

Исходя из проделанной выше работы, можно сделать вывод, что в рассмотренных странах имеются определенные, присущие только им черты в сфере высшего образования. Например, в Японии, известной своей изолированностью от всего мира до недавнего времени, сохранились довольно консервативные методы обучения в высшей школе. Сейчас же там довольно активно привлекаются иностранные студенты благодаря программе интернационализации высшего образования.

Италия на современном этапе является неким законодателем в области принятия новых, более эффективных методов обучения. Таким положением вещей она обязана первому в мире университету, открывшемся именно в этой стране. Общеевропейский процесс повышения качества образования также носит имя этого вуза — Болонский.

Что касается Израиля, то в этой стране образование находится на высшем уровне, предлагает абитуриентам огромные возможности для выбора будущей профессии, а также обеспечивает большим количеством грантов и стипендий успешным студентам. Что касается репатриантов, то условия для них крайне благоприятные, т.к. обучение проводится бесплатно. Немалым бонусом для студента также является служба в Армии обороны Израиля, ведь в случае прохождения воинской повинности государством оплачивается половина обучения. Распространяется это и на девушек, они также не лишены возможности защищать страну наравне с мужчинами.

Заключение

Теперь, когда рассмотрено несколько систем высшего образования, можно сделать некоторые выводы.

В целом преимущество зарубежных учебных заведений перед российскими — отношение к студенту как к равноправному партнеру, которому нужно помочь обнаружить, осознать и реализовать все потенциальные способности и возможности, а не как к подчиненному и зависимому существу, которое следует заставить получать знания. То есть обучение в зарубежных университетах в первую очередь перспективно с точки зрения самоопределения и развития заложенных задатков.

Кроме того, на Западе тяготеют к подготовке практиков, а не теоретиков. Поэтому выпускники имеют не только знания, но и точно знают как, когда и где их можно использовать. Специализации, как правило, отличаются от российских большей конкретностью. Например, не «менеджер широкого профиля», а «менеджер по реализации товара» или «специалист по работе со СМИ». Так уже в процессе обучения студентов готовят для работы в определенной области, что, несомненно, помогает в поиске работы по специальности.

Научные базы и лаборатории, библиотеки и фонотеки открывают отличные возможности не только для профессионального самосовершенствования, но и для ведения научной работы. Исследовательские изыскания в западных вузах перспективны для российских студентов: под это подведена материальная и техническая база, развитие науки за границей, в отличие от нашей страны, всячески поощряется.

Кроме того, практическая направленность обучения в зарубежных вузах способствует уверенности выпускников в том, что, обладая запасом ценных знаний, они могут сделать очень многое. После обучения в западном вузе, большая часть выпускников старается использовать приобретенные умения, чтобы изменить в лучшую сторону окружающую жизнь и ситуацию в стране. В этом также убеждает и опыт российских студентов, получивших образование за рубежом. Например, от бизнесменов, получивших диплом за рубежом и приехавших потом в Россию, часто приходится слышать, что только Россия дает неограниченные возможности самореализации и крайне нуждается в квалифицированном персонале.

Получается, что независимо от дальнейшего местопребывания, высшее образование, полученное за рубежом, пожалуй, самый перспективный вид обучения. Во-первых, потому что это серьезный и осознанный шаг, а во-вторых, потому что открывающиеся возможности, действительно, безграничны.

Западный университет дает больше возможностей найти высокооплачиваемую работу и сделать карьеру как в России, так и за рубежом. Во-первых, у нас до сих пор существуют отрасли, в которых российские университеты отстают от западных. Сейчас Россия только начинает нарабатывать свой опыт в рекламе, маркетинге, экономике. На Западе же это разветвленная, базирующаяся на большом количестве эмпирического материала наука. Существенным плюсом является поддержка и помощь Alumni Association — клуба выпускников университета.

Поступление в магистратуру или бизнес-школу — это путь для взрослых, состоявшихся людей или тех, кто сейчас уже учится в университете. Эти учебные программы дают шанс получить знания, недостающие для работы и продвижения по карьерной лестнице, занять руководящую должность и, следственно, увеличить свой доход. Наши выпускники вузов зачастую не до конца осознают, зачем им нужна аспирантура и часто руководствуются причинами далекими от желания профессионально совершенствоваться.

Выпускники зарубежных вузов и профессиональных колледжей выходят из стен учебного заведения вооруженные передовыми знаниями, а главное, умением работать с первого дня своей трудовой жизни. Перед ними открываются более широкие, по сравнению с выпускниками российских вузов, возможности. Их охотнее берут на работу, они уже могут открывать свое собственное дело. Им легче устроиться на работу в зарубежные компании, так как существует правило: уже с первых курсов зарубежного университета работодатели присматривают себе будущих сотрудников.

Естественно, что для более престижных специальностей существуют более жесткие требования при отборе на работу, в том числе и законодательные. Каждая развитая страна защищает именно своих граждан на внутреннем рынке труда.

Управление высшей школой и оценка вузов:

В широком плане, исторически, к странам, имеющим органы государственного управления высшей школой, относятся европейские страны (Германия, Франция, а также страны СНГ, воспринявшие европейские традиции высшего образования). А к странам, где преобладает процесс саморегуляции высшего образования, относятся, в первую очередь, США, а также те страны, которые стали следовать американским образцам высшей школы (Филиппины, Тайвань).

Основное отличие европейских систем высшего образования от американской заключается в полномочиях правительства, в формулировке целей оценки, в определении наиболее важных аспектов, в способах принятия решений и, наконец, в самой организации образовательного процесса. В странах с централизованной системой образования функции оценки, аккредитации осуществляют соответствующие государственные ведомства.

В Германии, например, где Министерство просвещения, регулирующее деятельность высших учебных заведений, существует с ХIХ века, весьма сильны традиции государственного контроля за высшей школой, а сами профессора и преподаватели являются государственными служащими.

Во Франции за образовательную политику отвечает Министерство народного образования, научных исследований и технологий. Однако деятельность высших учебных заведений оценивается Национальным экспертным комитетом, который создан по закону о высшем образовании и существует с 1984 года. Главная задача данного комитета заключается в оценке деятельности высших учебных заведений. Этот национальный орган контроля и оценки высшего образования, подчиняется только Президенту и не зависит ни от каких управленческих структур. Экспертный Комитет регулярно собирает информацию о деятельности высших учебных заведений и ежегодно направляет Президенту отчет о своей работе и о положении дел в сфере высшей школы. Важно то, что во Франции результаты университетских проверок и оценок широко публикуются и дают возможность не только государству, но и обществу судить об академическом уровне того или иного высшего учебного заведения. Данный механизм отражает исторически сложившуюся централизованную систему французского высшего образования.

Читайте так же:  Прохождение экзамена на знание русского языка для получения гражданство РФ

В скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Финляндия) системы оценки высшей школы также изначально определялись правительством. В этих странах существует большое разнообразие в способах внешней оценки. В Швеции, например, основной упор делается на помощь учебным заведениям в разработке соответствующих инфраструктур. В Норвегии основное внимание уделяется оценке самого образовательного процесса и учебных программ. Причем процесс оценки проводится организациями, финансово поддерживаемыми правительством уже после того, как произведена самооценка учебного заведения. В Финляндии также сочетается сторонняя оценка и самооценка учебных заведений. Применяются и выборочные проверки отдельных структур со стороны внешних наблюдателей. В Дании проверка проводится внешними организациями, финансируемыми правительством. При этом самооценка высших учебных заведений основывается также на информации, получаемой не самим учебным заведением, а внешними экспертами. В Англии процесс оценки высшего образования постепенно сдвигается от организаций финансируемых правительством в сторону того, что можно назвать самооценкой. Однако, это еще не процесс, специально проводимый учебным заведением в целях улучшения работы; самооценка в этом контексте является подготовкой к подтверждению получения официальной оценки для убеждения сторонних наблюдателей и привлечения дополнительного финансирования.

Итак, в европейских странах преобладает государственная система оценки высшего образования. Можно привести немало свидетельств эффективности такой государственной системы. Во Франции, например, следует отметить существование, так называемого государственного знака качества, которым обладают те высшие школы, которые признает государство. Высшие школы, в которых Министерство народного образования осуществляет контроль обучения, могут выдавать дипломы «завизированные» министерством, что свидетельствует, по европейским понятиям, о качестве высшего образования. Этот «знак качества» особенно важен, поскольку только дипломы, имеющие такую государственную отметку, признаются во всех европейских странах. Государственный контроль качества высшего образования позволяет ряду французских высших школ выдавать двойные дипломы (французский и иностранный).

В этом плане наиболее продвинутая среди европейских стран система оценки вузов существует в Великобритании и Голландии. Так, в Великобритании за последние годы произошли определенные изменения в системе контроля за университетами. Деятельность Агентства по контролю за качеством вызывала замечания и поэтому сегодня для определения качества, уровня и рейтинга английские университеты, в первую очередь, обращаются в различные общественные советы экспертов, которые осуществляют независимый аудит. Как правило, аккредитируются те вузы, которые уже сделали не менее трех выпусков. При этом в Великобритании также возросло значение самооценки университетов, проводимой внутренними университетскими структурами, специально организованными для таких целей.

Однако в мире имеются и другие тенденции в развитии оценки и контроля высшего образования. По мнению некоторых экспертов, в мире в 90-е годы, а значит и сегодня, в начале нового века, имеет место тенденция к большему развитию и распространению процессов самооценки. И это касается не только стран, заимствующих американский опыт, но в результате эволюции традиционных систем оценки высшего образования. /Келс Г.Р. Процесс самооценки. Руководство по самооценке для высшего образования. М., 1999. С. 23-24./ Так, в той же Франции сегодня имеет место тенденция перехода от оценки, первоначально построенной на принципах централизации, к процессу самооценки, тесно связанному с самим учебным заведением. В скандинавских странах где, как было указано, оценка всегда являлась требованием правительства, процесс развития оценки высшего образования также идет в сторону самооценки и вовлечения в процесс оценки самого высшего учебного заведения. В Финляндии процесс оценки высшего образования все больше сдвигается в сторону полной ответственности учебных заведений за регуляцию собственной деятельности, при которой правительство играет вспомогательную роль. В Испании на основе экспериментов, проводившихся в течение нескольких лет, в 90-е годы начато применение системы оценки, базирующейся на самооценке, где особое внимание уделяется анализу образовательного процесса, организации управления на уровне университета.

Однако наибольшее развитие система самооценки университетов получила в США. Это связано с тем, что источники власти и контроля в американских университетах иные, нежели в европейских странах. В США, огромное многообразие послесредних (высших) учебных заведений сочетается со значительной слабостью государственного контроля качества их работы. В отличие от стран, где есть Министерство образования, или аналогичные структуры, американское высшее образование контролируется преимущественно самими учебными заведениями. Департамент образования в США никогда не имел такого значения как, например, Министерство просвещения в Германии. Реальная административная и финансовая власть в американских университетах принадлежит Попечительским советам (в государственных университетах финансы предоставляет штат). Именно этим Попечительским советам администрацией штата (где находится университет) поручается осуществлять контроль работы университета. И хотя в 90-е годы наметилось усиление контроля над университетами со стороны администрации многих американских штатов, особенно в отношении лицензирования частных учебных заведений и образовательных программ, основой оценки и контроля высшего образования в Америке по-прежнему остается саморегуляция.

Основанием американской системы саморегуляции является желание улучшить систему образования путем оценки, проводимой на уровне всего учебного заведения. Существуют несколько способов такой оценки.

Во-первых, оценка через аккредитацию учебного заведения по регионам (которых в США шесть) специальными организациями, обладающими четко сформулированными стандартами и требованиями к периодичной самооценке и оценке со стороны внешних наблюдателей. Во-вторых, оценка через специализированную, построенную на оценке профессионального уровня аккредитацию образовательных программ, которая функционирует также как и соответствующая оценка этих программ внутри учебного заведения, однако организуется профессиональным союзом. В-третьих, оценка образовательных программ полностью организованная самим университетом и нацеленная на улучшение его деятельности, на возможность перераспределения ресурсов и образовательных приоритетов. По мнению Г.Р.Келса, системы оценки, организованные самими университетами — это наиболее прогрессивные формы саморегуляции, а поэтому, в целом, — наиболее надежной и зрелой системой саморегуляции высшего образования является система, принятая в Америке. /Келс Г.Р. Процесс самооценки. Руководство по самооценке для высшего образования. М., 1999. С. 22./.

Следует отметить, что важную роль в США в процессе аккредитации программ и специальностей высших учебных заведений играют профессиональные общественные ассоциации (ассоциации медиков, юристов, инженеров и т.п.). Считая одной из своих главных задач поддержание высокого престижа своей профессии и компетенции ее представителей, эти ассоциации очень строго оценивают и сравнивают результаты деятельности высших учебных заведений. /Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХI века. М.: Изд-во УРАО, 1999. С.114-115/.

Такая аккредитация по американским правилам, на основании внутри университетской самооценки, способствует повышению качественного уровня деятельности учебных заведений. Она стимулирует проведение разнообразных мероприятий по модернизации содержания образовательных программ, активизации образовательного процесса, широкому использованию новейших технических средств обучения.

В Российской Федерации изначально сложилась система нескольких раздельных типов оценки, где процедура лицензирования отделена от процедуры аттестации. Однако, приказом Министерства образования РФ от 12 ноября 1999 года (№ 864), в целях совершенствования процедур оценивания деятельности вузов, утвержден новый порядок «комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения, основанный на объединении процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредитации». Данное решение является принципиальным и вносит упорядочение в сферу оценки, которая до последнего времени в РФ была раздроблена.

Таким образом, сравнительный обзор систем оценки высшего образования по ряду стран показывает, что имеются различные подходы к тому, каким образом и на каких основаниях вести оценку деятельности высших учебных заведений.

В целом обзор систем высшего образования западных и некоторых других стран показал, что в каждой из них сложилась своя специфическая система, являющаяся уникальной для каждой страны. Тем не менее, как ни уникальна каждая система, из каждой можно выделить несколько таких положительных черт, которые могут быть переняты Российскими вузами и органами управления для дальнейшего совершенствования высшего образования в стране и повышения квалификации выпускников российских вузов.

Список использованных источников

1. Виханский ОС. и др. Менеджмент Учебник для студентов вузов. — М., 2008, — 528с.

2. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 128с.

3. Глухов В.В. Основы менеджмента Учебно-справочное пособие. С-Пб.: Спецлитература, 2005.-206с.

4. Дружкова В.Н. Основы менеджмента. Краткий курс лекций для студентов заочной формы обучения.- Кемерово, 2007, — 78с.

5. Жиронкин С.А., Жиронкина Л.С, Караульнов В. Н. Менеджмент. Расширенный конспект лекций. — Кемерово, 2006 — 89с.

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента Учебник. Мн : новые знания, 2006 -336с.

7. Мескон M.X., Альберт М , Хедоури Ф. Основы менеджмента/перевод с англ. — М. Дело, 2005. — 702с.

8. Румянцева З.Н., Соломатин Н.Л., Акбердин Р.З. Менеджмент организации. Учебное пособие. — М.: ИНФРА, 2007. — 432с.

9. Р.А. Фатхутдинов, Организация производства: Учебник. — М.:ИНФРА-М, 2008. — 672 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Отсутствует Антиштраф-2. Со всеми изменениями на 2012 год / Отсутствует. — М.: Эксмо, 2012. — 531 c.
  2. Новые правила дорожного движения 2010 с иллюстрациями. — М.: Питер, 2010. — 572 c.
Система образования в Италии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here