Сингапурская система обучения

Предлагаем статью: "Сингапурская система обучения" с комментариями от профессионалов для людей, которые хотят избежать ошибок. Любой вопрос вы можете задать нашему консультанту.

Производство дешёвой рабочей силы как новая цель российского образования В России хотят ввести универсальное кастовое образование по сингапурскому образцу с номерами вместо имён и школьными аттестатами разного уровня…

Тюменские родители протестуют против реорганизации системы образования: местные власти в поисках «большего социального и экономического эффекта», а также «повышения качества образования» намерены сделать из 50 тюменских школ 25. Второй повод для родительского протеста – намерение чиновников ввести в школах т.н. «групповую сингапурскую систему образования».

А в Татарстане родители уже не протестуют: к ним «сингапурская система» пришла ещё в 2011 г. – после знакомства генерального директора организации EduCare, президента профсоюза учителей СингапураМайка Тирумана с руководством республики при посредничестве  журналистки Тины Канделаки, прокладывавшей в ту пору свой так и не сложившийся путь к посту министра образования России.

Майк МарияппаТируман начал свою интервенцию в Россию со слов:  «В чем разница между образованием в Сингапуре и в России? 20-25 лет отставания», — отставания, безусловно, российского. После запланированных масштабных тренингов 30 тысяч педагогов  Татарстана должны были понять, как по-настоящему они должны обучать российских детей, чтобы «догнать Сингапур».

В  2013 году всё это уже претворилось в трехлетнюю программу «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан», в рамках которой действовали  десять «тьюторов, способных самостоятельно обучать коллег новому подходу». Сейчас сингапурской моделью охвачен весь Татарстан, подготовлено 77 учителей-тьюторов и 346 тьюторов-методистов во всех районах республик,  200 тренеров-методистов обучили более 17 тысяч учителей.

Теперь сингапурские наставники регулярно навещают Татарстан для проверки того, насколько успешно видоизменяется местное образование.

На что именно мы должны равняться

До реформы  1979 года сингапурское образование состояло из элитарной английской школы и разрозненной сети национальных школ с родным языком обучения; при общем преобладании китайского населения, доминировали китайские школы, нередко финансируемые из материкового Китая.

Отец-основатель Сингапура Ли Куан Ю взял курс на «повышение качества» собственного населения  и провозгласил: «Все должны учить английский, а родной язык должен стать вторым языком». Это вызвало гневные протесты общественности и обвинения его в космополитизме, размывании национального самосознания, ведущего к утрате национальной идентичности и т.п., но так и не остановило процесс.

Для перевода всей системы образования на принципы билингвизма пришлось снизить стандарты устного и письменного английского, что привело к появлению сингапурского диалекта «singlish».

В 1979 г. в начальной и средней школе Сингапура ввели потоковое обучение – группирование школьников по способностям, для того, чтобы дать  каждому ребенку возможность окончить среднюю школу и трудоустроиться в дальнейшем в соответствии с видом его аттестата.

В  1992 г., когда выяснилось, что многие дети по окончании начальной школы не могут сдать переводной экзамен, для них  ввели специальный технический поток, в котором больше учили английскому языку и совершенствованию технических навыков – затем они получали право поступать в Институт технического образования.

В 2004-08 гг. стало ясно, что поточная система в начальной школе уничтожает мотивацию – её отменили и заменили изучением предметов по собственному выбору младшеклассника и по рекомендации школы.

В средней школе потоки сохранили, но дали право ученику приналечь на учёбу и претендовать на переход в поток более высокого уровня.
Сейчас десятилетнее обучение в Сингапуре включает в себя трёхлетнее дошкольное, шестилетнее начальное и четырёхлетнее школьное.

Все детские сады в Сингапуре – частные, зачастую – конфессиональные. Дошкольное образование продолжается с 3 до 6 лет: ясли, первый (K1) и второй (K2) год; в программу входит общение, родной язык (китайский, малайский или тамильский), английский,  счет.

В начальной школе два этапа: основной (1-4 класс) и ориентационный (5-6 классы). В программе английский язык, родной язык, математика, основы гражданственности, рисование, музыка и физическая культура; с 3 класса вводятся естественные науки. По окончании обучения в начальной школе ученики сдают выпускной экзамен (PSLE), на основании которого учеников распределяют в  среднюю школу.

Направления обучения в средней школе обучение: специальное, «экспресс» (углублённый английский), академическое, техническое, а также интегрированная и профессиональная программа обучения. Продолжительность обучения – 4 года, по академическому профилю и интегрированной программе – 5-6 лет. Помимо обязательных школьных занятий ученики должны посещать дополнительные кружки актерского мастерства, спортивные секции и др.

По окончании специального и экспресс-направления после сдачи экзамена выдаётся аттестат о полном среднем образовании O-уровня (O-Level), дающий право на поступление в технологический или централизованный институт;  после нормального академического и нормального технического профилей – аттестат о среднем образовании N-уровня (N-level) более низкого уровня, дающий право на поступление в колледжи, институты или политехникумы.

Основные черты сингапурского образования: разделение на потоки в соответствии со способностями учащихся, обучение на нескольких языках с упором на английский язык, естественные науки и математику, развитая система технического образования, независимые и автономные школы, децентрализация власти в школах и делегирование ее директорам.

Сейчас на 5 миллионов жителей в Сингапуре приходится всего 350 школ; на одного педагога – более 40 школьников. Для успешного претворения новой программы была создана эффективная система продвижения по службе и поощрения учителей: вдвое сокращено их количество и пропорционально этому повышена зарплата.

Другими словами, для детей снижена планка требований и уровень достижений, для педагогов –увеличена нагрузка и зарплата.

Пазлы сингапурской методики

В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста. Тируман не скрывает, что в основу методики также заложены идеи известного русского психолога Льва Выготского и советских педагогов Давыдова и Эльконина; отечественные специалисты подчёркивают, что эти приёмы присутствуют и в методиках педагогов 90-х. гг. – «Драмогерменевтике» П.М. Ершова и социоигровой методике В.М. Букатова и Е.А. Ершовой.

Методика представляет собой набор структур (тезисов и формул) – тринадцать основных, всего около двухсот пятидесяти.

По требованию компании «Educare» педагог должен использовать только английские названия структур, которые весьма своеобразны: «мэнэдж мэт» (управление классом распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться); «хай файв»  (концентрация внимания на поднятой ладони учителя); клок баддис («друзья по времени»); «тэк оф – тач даун» («встать – сесть»); «джот тост» («запишите мысль»); «тик – тэк – тоу» (составить предложение с обязательными словами в схеме); «сте зе класс» («перемешай класс», ученикам разрешается свободно бродить по классу); «конэрс» (распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам); «сималтиниусс раунд тейбл» (все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку); «куиз – куиз – трейд» («опроси – опроси – обменяйся карточками»); «таймд пэа шэа» (два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени); «микс пэа шэа» (произвольное передвижение под музыку с образованием  случайных пар и обсуждают темы в коротких (релли робин) или в полных ответах); «микс фриз групп» (смешивание учащихся под музыку), «тим чир» (время разминки).

На время урока имена отменяются – детей нумеруют (структура Numbered Heads Together,  «пронумерованные головы, работающие вместе»), разбивают на четвёрки, сажают лицом к лицу, каждая группа получает задание и шумно его выполняет.

Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый из детей по очереди играет роль учителя, потом педагог подводит итоги – считается, что это формирует у школьников командный дух и самостоятельность.

Читайте так же:  Прохождение онлайн-экзамена на гражданство РФ

Структуры выхолащивают суть работы педагога, который больше не должен составлять планы, искать пути донесения информации, а лишь подобрать подходящие модулидля урока и сгруппировать их в различных комбинациях. Они нацелены на взаимодействие «ученик – ученик» и «ученик – учебный материал», но не на модель «педагог – ученик» — педагог в образовании в итоге должен быть сокращён.

Важно также понимать, что дети «натаскиваются» на автоматизм выполнения действий по иноязычной команде.

Тесты и рейтинги

Для мотивирования российского образования на очередную модернизацию сингапурские реформаторы  приводят результаты исследований, проведённых по инициативе Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA).

Это – исследования PISA, PIRLS и TIMSS, которые «позволяют выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом».

Организационно за проект международного тестирования отвечает бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США), задания готовят в центре данных в Гамбурге (Германия); в России сбор данных при активном участии Минобрнауки РФ и Рособрнадзора проводит Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

Основные выводы, к которым пришли американские, австралийские, немецкие, голландские и японские исследователи, составляющие организационное ядро проекта, это то, что в мировом образовании лидирует группа стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур), а российские школьники «не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками в большинстве развитых стран мира, но испытывают затруднения в применении знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме».

Исходя из «приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом», результаты России в сравнении с остальными странами, на которые опирается господин Тируман, выглядят не лучшим образом.

Так, по итогам 2011 г. (средний балл TIMSS – 500) – чтение, 4 класс: Гонконг-Китай – 571, РФ – 568, Сингапур – 567; математика, 8 класс: Сингапур – 606, Корея – 605, Гонконг – 602, Тайпей-Китай – 591, Япония – 585, Северная Ирландия – 562, Бельгия – 549, Финляндия – 545,  Англия – 542, РФ – 542; математика, 8 класс: Корея – 613, Сингапур – 61,1 Тайпей-Китай – 609, Гонконг-Китай – 586, Япония – 570, РФ – 539 и т.д.

Чему нас хочет научить господин Тируман

Майк МарияппаТируман, генеральный директор  EducareInternationalConsultancyLimited, Президент  SingaporeTeachersUnion(STU) не жалеет сил и денег, колеся по России с докладами, выступлениями, презентациями на тему: «Думающие школы, обучающаяся нация», в которых разъясняет, насколько отличаются сегодняшние «пассивные ученики индустриального века» от эталонных «заинтересованных  обучающихся  XXI века».

Его выкладки гласят, что современное российское образовательное пространство регрессивно, детство должно быть компетентным, взрослые детям не нужны, и в целом повторяют «дорожную карту» скандально известного ювенального форсайт-проекта «Детство-2030» (2010 г.).

По мнению Майка Тирумана, «роль учителя как передатчика готовых знаний изжила себя. Необходимо научить школьника думать самостоятельно. Педагог становится фасилитатором (обеспечивающим групповую коммуникацию), он помогает детям добывать знания самостоятельно. При традиционном обучении весь фокус приходится на учителя, тогда как нужно перенести фокус на ученика. Именно школьник говорит, делает, презентует, а не учитель».http://www.vsluh.ru/news/society/290713

В частности, в детских садах Сингапура, не стоит задача обучать детей игре – считается, что дети сами этому научатся, но зато они вместе с педагогами «создают проекты» и «развиваются под наблюдением» (в том числе, под видеозапись); главное достижение на этом этапе – способность детей задавать вопросы и …спорить.

В августе 1966 года идеальным продуктом системы образования Сингапура были названы «сильные и стойкие учащиеся, обладающие огромной выносливостью, выдержкой, интеллектуальной дисциплиной, скромностью и любовью к людям».

Сегодня идеальный ученик «по-тирумански» — это высококвалифицированный пользователь сети интернет, предприимчивый и инициативный, умеющий учиться без учителя, способный по условному знаку и заученной команде к смене вида деятельности, направленности интересов и активности.

Образование «по-сингапурски» — это технологичное производство интеллектуального продукта под определённый заказ.

Но самый главный признак сингапурской модели – кастовое образование.

Каждому – по способностям

Планируя новую систему образования, руководство Сингапура подходило к процессу крайне утилитарно: никаких лишних расходов.

Создавалась так называемая «меритократическая» система («власть достойных»), для чего реализовывалась политика крупных вложений в развитие «человеческих ресурсов» посредством образования, подготовки и переподготовки рабочих и учащихся.

Перед создателями стояла главная задача –подготовка интеллектуальной и бизнес-элиты; в инструкциях Минобра Сингапура тех лет говорилось, что «в школах  должен царить кастовый дух», главный лозунг призывал: «Отсортировать народ и выбрать лучших, с кем и идти дальше».

Система образования Сингапура опирается на три базовых теории: человеческого капитала (образование – это инвестиция), прогрессивная, или реформаторская (образование – это формирование навыков); структурная (образование – это просто производство рабочей силы).

В итоге сложилась модель: образование – это инвестиции в формирование навыков (компетенций) для производства рабочей силы.

Соответственно этому и определились приоритеты сингапурского образования: конкурентоспособность; определение ключевого сектора экономики на данном этапе; формирование у школьников именно тех навыков, которые сейчас необходимы для производства;  обучение – только базовым дисциплинам; специализация – отсроченная, в зависимости от спроса.

В итоге, образование превратилось в «ключевое средство воспитания компетентной и продуктивной рабочей силы, умеющей адаптироваться к изменению обстоятельств и обученной приобретать новые навыки в течение всего периода активной рабочей деятельности».

Читайте так же:  Оформление визы в Шотландию

Получение академических знаний и духовно-нравственное воспитание в качестве главной цели заявлены не были.

Глобальное образование

Основное требование информационного общества – образование должно отвечать «требованиям глобальной экономики» (так называемая «экономика знаний»), что привело к созданию Единой мировой (глобальной) образовательной системы, основанной на единых образовательных стандартах.

Основные тенденции развитияГлобального образования:  образование не есть обучение, но – становление; направленность образования – формирование фундаментальных учебных навыков (чтение, письмо, счет, навыки мышления, социальные навыки);  основной общественный капитал – знания; основное условие профессиональной мобильности – непрерывность образования; основной ресурс мировой образовательной системы – интернет-технологии.

Всемирный Банк как один из заказчиков глобальной образовательной политики нацелен на интернационализацию образования, создание единого образовательного пространства (Болонская система), оптимизацию инфраструктуры образовательной сферы, организацию системы «независимого контроля качества знаний» (ЕГЭ,PISA, PIRLS, TIMSS), интеграцию национальных образовательных систем образования в мировую систему высшего образования.

Идеальным  продуктом такой Глобальной образовательной системы должен стать работник, обладающий базовыми навыками заданного уровня (письмо, счёт, чтение), определённым складом мышления, способный чётко и адекватно выполнять поставленные задачи, социально адаптивный, готовый легко переучиваться и перепрофилироваться.

Другими словами, международному рынку нужны смышленые и выносливые исполнители с исходными навыками не выше среднего уровня, которые способны по условному сигналу менять профессиональную и жизненную программу.

Реакция системы образования

Образовательная среда – место, где творческие амбиции становятся профессиональным двигателем: всегда найдутся педагоги, готовые ухватить новинку и сделать что-то, что может удивить коллег.

В Татарстане учителя уже показывают открытые уроки и отчитываются в использовании в своей работе структур «раунд тэйбл», «классбилдинг», «тимбилдинг», «конэрс», «таймд пэа шэа», «эй ай гард», «куиз куиз трейд», «сте зе класс» и т.п., а также  «чир» — специальных упражнений, с помощью которых ученики «благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день».

Но одновременно  школа является и наиболее ригидной (негибкой) системой, благодаря чему сохраняет устойчивость, поэтому, несмотря на то, что педагоги вслух привычно не возражают, в социальных сетях недовольство новацией  представлено весьма широко.

«Сингапурская система – это для Сингапура, хватит нам экспериментов в образовании. Сколько можно с ног на голову все переставлять. Сначала из школьной программы уберут классиков русской литературы, потом будем не уроки проводить, а играть, деля детей на группы по цвету глаз, по длине волос, по цвету рубашек. Раньше группы были по умственным способностям – это был главный критерий. Из этой новомодной системы, можно взять на вооружение только отдельные элементы для проведения игр, соревнований».

«Группы по 4 человека, смена дислокации групп не один раз за урок, самостоятельный поиск информации. Так это ж мой прошлый урок. Только Сингапур ни при чём. «Драмогерменевтика» Ершова и «Социоигровая методика» Букатова, вполне себе русских педагогов».

«Есть такой жест, который применяется в сингапурской методике, который называется «хай фай»: рука педагога поднимается ввысь, уста произносят эти два слова. Бугульминские учителя сочли, что жест похож на «Хайль Гитлер!», и разбомбили эту методику в пух и прах. Руссовед школы сказала, что применение данного жеста в стране, победившей фашизм, выглядит богохульственно».

«Уроки даем. Проверяют. Советуют. Пронумеровали столы. Напечатали 1.2.3.4. Дети у нас – «партнеры по плечу». Нет имен – взамен №1, № 2…»

«В понедельник буду давать урок по этой системе. Душа не лежит к этой ерунде не только у меня, но и у детей. Согласна с коллегами –  жест «хай фай» нельзя применять в нашей стране. Разбирая роман Замятина «Мы», говорим о «нумерах». Вот мы и дожили до этих №1, №2. Как бороться с системой?»

«Уважаемые! А Вы не считаете, что это все – активные методы обучения, которые используют и в России?»

«А зачем «хай фай», когда есть просто метод поднятой руки?
Он наш, и не нужен Сингапур!»

Продвижение в России

В России помимо Татарстана сингапурскую методику пытались в 2013 г. внедрить в Удмуртии.

В 2014 г.  продвижением программы занялся один из агентов изменений российского образования Московский институт образовательной политики «Эврика», руководитель которого А.И. Адамский организовал поездку российских педагогов в Сингапур с посещением адвентистской школы, а затем провёл ряд семинаров с сингапурскими специалистами на своей базе в Москве.

Видео (кликните для воспроизведения).

В 2015 г. полигоном для сингапурских испытаний стала образовательная система Тюмени.

Также в 2015 г. в Москве на конференции МГО профсоюза и АНО «Профзащита» на тему: «Перспективы развития современных образовательных систем. Что можно сделать сегодня?» — Майк Тируманпровёл презентацию сингапурской модели и призвал внедрить её не только в Москве, но и во всей России. 2016 г. в поддержку сингапурской модели как единственно верного пути для российского образования  выступила Высшая школа экономики (ВШЭ). сингапурской методики уже вошли в Федеральные Государственные стандарты (ФГОСы) для начальной школы, и только неповоротливость образовательной системы (сродни армейскому: «Получив приказ, не спеши его выполнять – жди отмены») не позволяет пока нам прочувствовать их во всей красе.

Русский вариант сингапурского кастового образования на основе портфолио детей в 2015 году в пилотном режиме в программе «Модернизация детского движения в Забайкалье» попытался ввести в систему образования Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив; в 2017 г. предполагалось распространить эту систему на всю Россию.

Почему это продвигается Если абстрагироваться от конкретного государства и попробовать понять причины навязывания России инородной методики, то картина складывается интересная.

Есть заказчик новой системы образования («экономики знаний») – Всемирный банк.

Есть транснациональный заказ – выращивание производительной силы с определёнными когнитивными (умственными) и поведенческими характеристиками: нужны послушные, выносливые и исполнительные – тот самый «служебный человек», о котором не так давно рассказывал в Совфеде директор института Курчатова Михаил Ковальчук.

Групповая методика, на которой базируется сингапурская модель, приучает ученика к работе исключительно в команде, когда действует коллективный разум и нивелируется критичность индивидуума.

Исключение из процесса образования учителя как «детоводителя», имеющего доступ к формированию мировоззренческих и ценностных установок ученика, делает обучаемых инертной массой, которая может быть легко управляемой и моделируемой извне.

Замена педагогов интернет-технологиями  создаёт систему незримого управления массами в нужном контексте, неконтролируемого создания новых поведенческих стереотипов и формирования чуждых мотиваций.

«Компетентностный подход», ставший базовым критерием в современных европейских образовательных программах, банально скрывает в себе привычное для нас формирование навыков, но при этом означает замену этими навыками прежних академических знаний.

Читайте так же:  Проверка запрета иностранцам на въезд в Россию на официальном сайте ГУВМ (УФМС)

Непрерывность образования, о которой сейчас говорят всё настойчивее, вовсе не означает возможность для пенсионера научиться компьютерной грамоте, но – способность работника по первому требованию законодателя оперативно переучиваться и кардинально менять профессию или вид деятельности.

«Экономика знаний»  означает дифференцированный подход к материальным затратам на образование, поэтому новая идеология предполагает, что тратить деньги можно только на тех, кто отработает  затраченное, а объём вложений должен определяться перспективностью завтрашнего работника; всё это может развиваться только в ситуации кастового образования.

Итак, сингапурская методика – единый образовательный стандарт системы Глобального образования, призванный унифицировать национальные образовательные системы,  установить для них потолок развития и узаконить кастовое образовнаие.

Прикрывая свои истинные намерения мешаниной из старых советских методик и теорий (а ничего нового Запад до сих пор не сочинил), называя это своим прорывом и уличая Россию в косности и отсталости, подтверждая эти оценки результатами рейтингов, которые сами придумали и сами же оценили, транснациональные заказчики новой реальности целенаправленно уничтожают традиционное образование.

Россия – большая страна, и применив к ней эту методику, можно через какое-то время получить неограниченный объём дешёвой производительной, а попросту, рабочей силы – послушной, исполнительной и неприхотливой.

«Применение сингапурской технологии на уроке»

  • Жебровская Ольга, к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития СПБГУ
  • [email protected]

Программа

  • Знакомство с сингапурской технологией. Российские корни сингапурской технологии. Сингапурская технология и ФГОС.
  • Обучающие структуры сингапурской технологии.
  • Как организовать урок на основе сингапурской технологии.
  • Возможные затруднения учителя при организации урока на основе сингапурской технологии.

1. Знакомство с сингапурской технологией. Российские корни сингапурской технологии. Сингапурская технология и ФГОС

  • 1. Знакомство с сингапурской технологией. Российские корни сингапурской технологии. Сингапурская технология и ФГОС

Республика Сингапур: где? Республика Сингапур: что?

  • Независимость – с 1965 г.
  • Многонациональность, 4 официальных языка: английский, малайский, китайский и тамильский.
  • 171 место в мире по площади, 719 кв. км.
  • Почти полное отсутствие природных ресурсов.
  • 115 место в мире по численности населения,
  • (5 312 400 чел.).
  • 4 место по ВВП на душу населения.
  • 11 место в мире по ИРЧ.
  • 1 место в мире по качеству образования.

Сингапур: уникальная образовательная политика

  • Во всемирном рейтинге школ от Организации экономического сотрудничества и развития Сингапур занимает первое место.
  • В тестировании PISA для 15-летних подростков (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) сингапурские школьники уступают только китайским.
  • Сингапурские вузы входят в топы лучших международных рейтингов, а организация подготовки учительских кадров считается передовой даже в западных странах.

Сингапур: уникальная образовательная политика

  • Ориентация на многонациональность и многоязычие, но создание ситуации для освоения международного образовательного пространства и реализацию своих возможностей в Сингапуре.
  • Техническая и естественнонаучная ориентация (японская модель).
  • Престиж профессионального образования.
  • Развитие конкуренции между обучающимися, система тестирования и дифференциации на группы по способностям.
  • Программы образования учителей.
  • Программы «Умная школа» и «Умная нация».
  • Приглашение международных экспертов (Кен Робинсон)

Особенности системы образования Сингапура

  • 1) Высокие инвестиции в образование. Около 20% государственного бюджета Сингапура поступает в образовательную систему — это крупнейшая статья расходов после ВПК. 2) Повышение статуса учителя и престижа образовательной сферы. 3) Индивидуализация обучения. Гибкая учебная программа, которая строится на потребностях и склонностях ученика, а не на навязанных кем-то единых стандартах — единственный путь к тому, чтобы сделать образование эффективным. 4) Программы профессионального и дополнительного образования. Непрерывное образование на протяжении жизни уже стало необходимостью для специалиста в любой сфере. 5) Этика успеха и «буржуазные добродетели». Стремление к совершенству любой ценой, боязнь остаться позади других — возможно, наиболее важный секрет «сингапурского чуда».

Опыт Татарстана

  • С 2010 года – организация и реализация сингапурской технологии в школах Татарстана.
  • В 2013 году в Министерстве образования и науки Республики Татарстан подписано соглашение с сингапурской компанией «Educare»

Общая характеристика сингапурской технологии

  • Ключевое понятие – «партнер».
  • Обучающие структуры.
  • Технология кооперативного обучения, взаимодействие.
  • Четкое выполнение алгоритма.
  • Игровая составляющая.

Кооперативное обучение предполагает работу в группах, где:

  • Кооперативное обучение предполагает работу в группах, где:
  • а) собраны ученики разного уровня успеваемости (условно говоря, отличник, ударник, троечник и троечник в кавычках);
  • б) ученики по очереди играют роли, функционал которых прописывается учителем. 

Российские и зарубежные корни и ветви сингапурской технологии

  • В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные / групповые формы работы.
  • Идеи – работа в зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский).
  • Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова .
  • Методика А. К. Ривина – В. Г. Дьяченко, КСО, работа в парах и группах сменного состава.
  • Технология развития критического мышления.
  • Технологии проектного обучения (Дж. Дьюи).
  • Французские мастерские.

Идеи Л.С. Выготского

  • Теория кооперативного диалога: социальное взаимодействие ребенка с умелым наставником, не обязательно взрослым. Два основных понятия, описывающие этот процесс:
  • 1) Интерсубъективность: два человека (ребенок и помощник) приступают к задаче, имея разные навыки и понимание проблемы. По мере того, как каждый из них приспосабливается к перспективе другого, помощник может сообщить свое понимание в доступной для ребенка форме, а ребенок развивает навыки решения задачи.
  • 2) Поддержка, оказываемая помощником, ослабевает по мере того, как ребенок овладевает навыками решения задачи. Помощник постепенно отходит на задний план, а ребенок учится стратегическому планированию и приобретает компетентность для решения сходных проблем без помощи взрослого человека или более умелых сверстников.

Сингапурская технология и ФГОС

  • Программа формирования универсальных учебных действий:
  • 1. Регулятивные УУД:
  • — рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • — осуществлять целеполагание (ставить и удерживать цели);
  • — планировать (составлять план своей деятельности).
  • 2. Познавательные УУД:
  • — моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).
  • 3. Коммуникативные УУД:
  • — проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • — вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  •  

Тест

  • 1) десять
  • 2) двадцать два
  • 3) шестьдесят
  • Задание: Одно из этих чисел лишнее. Какое?

2. Обучающие структуры сингапурской технологии

  • 2. Обучающие структуры сингапурской технологии
  • http://naukovedenie.ru/PDF/11PVN315.pdf
  • Каган Спенсер,
  • Кооперативное обучение 1997
  • (на английском языке)
  • http://www.kaganonline.com/

Три группы обучающих структур

  • Обучающие структуры, показывают взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества. 
  • Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик — учебный материал. 
  • Обучающие структуры, позволяющие сделать урок интересным, лёгким для обучающихся, повысить самооценку и уверенность учеников, практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.
  • Главные задачи применения этих структур: участие в структурированном взаимодействии, равное участие всех, эффективная коммуникация, совместная работа в интересах совместного обучения, совместное обучение как составляющая любого урока.

Примеры структур Кагана

  • Структуры Кагана — это простые приемы обучения и методические рекомендации, которые помогают организовать взаимодействие учащихся, учебного материала и учителя.
  • Примеры:
  • Numbered Heads Together ( здесь и далее дословный перевод – «пронумерованные головы, работающие вместе»),
  • Timed Pair Share (временная кооперация парами),
  • Rally Robin (круглый стол)
  • Pairs Compare (сравнения парами)
  • Kinesthetic Symbols (кинетические символы)
  • Lyrical Lessons (лирические уроки) и др.

3. Как организовать урок на основе сингапурской технологии

  • 3. Как организовать урок на основе сингапурской технологии

Полезный ресурс

  • Инновационный образовательный продукт  
  • «Ярмарка инноваций в образовании – 2016»
  • Образовательная среда и современные технологии в образовании Ленинградской области.
  • Амбарцумова А.П. Методика формирования коммуникативных компетенций на основе применения сингапурских обучающих структур, МБОУ «КСОШ № 1», Кингисепп, 2016.

Организация урока

  • Необычное расположение парт.
  • Урок сосредотачивается не у доски, даже если она интерактивная.
  • Ключевое понятие: «партнер»: партнер по лицу (тот, кто сидит напротив тебя) и партнер по плечу (тот, что сидит рядом).
  • Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из карты-управления (Manage Mat).
  • Руководя процессом, педагог делает объявления.
  • Предполагается очень четкая организация.
  • На уроке могут быть использованы 1 – 2 – 3 структуры и более, но в пределах разумного.

4. Возможные затруднения учителя при организации урока на основе сингапурской технологии

  • 4. Возможные затруднения учителя при организации урока на основе сингапурской технологии

Преимущества

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач.
  • В группе выше уровень обучаемости, эффективности усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.
  • Сингапурская технология и обучающие структуры:
  • Способствуют росту интереса к предмету.
  • Ускоряют процесс обучения.
  • Улучшают качество усвоения материала.
  • Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию.
  • Способствуют сотрудничеству учителя и ученика.
  • Развивают коммуникативную компетенцию.

Затруднения

  • Этой методике надо сначала научить. Для этого учитель должен найти время на обучение методики на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  • Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

Тест

  • 1) десять
  • 2) двадцать два
  • 3) шестьдесят
  • Задание: Одно из этих чисел лишнее. Какое?

Задание

  • Секция 1. «Сингапурская технология: возможности использования на уроке при реализации требований ФГОС НОО»
  • Выступление из опыта работы
  • Секция 2. «Сингапурская технология: возможности использования на уроке при реализации требований ФГОС ООО»
  • Выступление из опыта работы
  • https://newtonew.com/discussions/singapore-education-experience
  • http://www.life-in-travels.ru/facts-about-singapore/
  • http://magarif-uku.ru/cooperative-learning-to-chto-doktor-propisal/
  • http://www.kaganonline.com/
  • Источники

Спасибо за внимание!

  • Спасибо за внимание!

«Применение сингапурской технологии на уроке»

  • Жебровская Ольга, к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития СПБГУ
  • [email protected]

Программа

  • Знакомство с сингапурской технологией. Российские корни сингапурской технологии. Сингапурская технология и ФГОС.
  • Обучающие структуры сингапурской технологии.
  • Как организовать урок на основе сингапурской технологии.
  • Возможные затруднения учителя при организации урока на основе сингапурской технологии.

1. Знакомство с сингапурской технологией. Российские корни сингапурской технологии. Сингапурская технология и ФГОС

  • 1. Знакомство с сингапурской технологией. Российские корни сингапурской технологии. Сингапурская технология и ФГОС

Республика Сингапур: где? Республика Сингапур: что?

  • Независимость – с 1965 г.
  • Многонациональность, 4 официальных языка: английский, малайский, китайский и тамильский.
  • 171 место в мире по площади, 719 кв. км.
  • Почти полное отсутствие природных ресурсов.
  • 115 место в мире по численности населения,
  • (5 312 400 чел.).
  • 4 место по ВВП на душу населения.
  • 11 место в мире по ИРЧ.
  • 1 место в мире по качеству образования.

Сингапур: уникальная образовательная политика

  • Во всемирном рейтинге школ от Организации экономического сотрудничества и развития Сингапур занимает первое место.
  • В тестировании PISA для 15-летних подростков (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) сингапурские школьники уступают только китайским.
  • Сингапурские вузы входят в топы лучших международных рейтингов, а организация подготовки учительских кадров считается передовой даже в западных странах.

Сингапур: уникальная образовательная политика

  • Ориентация на многонациональность и многоязычие, но создание ситуации для освоения международного образовательного пространства и реализацию своих возможностей в Сингапуре.
  • Техническая и естественнонаучная ориентация (японская модель).
  • Престиж профессионального образования.
  • Развитие конкуренции между обучающимися, система тестирования и дифференциации на группы по способностям.
  • Программы образования учителей.
  • Программы «Умная школа» и «Умная нация».
  • Приглашение международных экспертов (Кен Робинсон)

Особенности системы образования Сингапура

  • 1) Высокие инвестиции в образование. Около 20% государственного бюджета Сингапура поступает в образовательную систему — это крупнейшая статья расходов после ВПК. 2) Повышение статуса учителя и престижа образовательной сферы. 3) Индивидуализация обучения. Гибкая учебная программа, которая строится на потребностях и склонностях ученика, а не на навязанных кем-то единых стандартах — единственный путь к тому, чтобы сделать образование эффективным. 4) Программы профессионального и дополнительного образования. Непрерывное образование на протяжении жизни уже стало необходимостью для специалиста в любой сфере. 5) Этика успеха и «буржуазные добродетели». Стремление к совершенству любой ценой, боязнь остаться позади других — возможно, наиболее важный секрет «сингапурского чуда».

Опыт Татарстана

  • С 2010 года – организация и реализация сингапурской технологии в школах Татарстана.
  • В 2013 году в Министерстве образования и науки Республики Татарстан подписано соглашение с сингапурской компанией «Educare»

Общая характеристика сингапурской технологии

  • Ключевое понятие – «партнер».
  • Обучающие структуры.
  • Технология кооперативного обучения, взаимодействие.
  • Четкое выполнение алгоритма.
  • Игровая составляющая.

Кооперативное обучение предполагает работу в группах, где:

  • Кооперативное обучение предполагает работу в группах, где:
  • а) собраны ученики разного уровня успеваемости (условно говоря, отличник, ударник, троечник и троечник в кавычках);
  • б) ученики по очереди играют роли, функционал которых прописывается учителем. 

Российские и зарубежные корни и ветви сингапурской технологии

  • В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные / групповые формы работы.
  • Идеи – работа в зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский).
  • Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова .
  • Методика А. К. Ривина – В. Г. Дьяченко, КСО, работа в парах и группах сменного состава.
  • Технология развития критического мышления.
  • Технологии проектного обучения (Дж. Дьюи).
  • Французские мастерские.

Идеи Л.С. Выготского

  • Теория кооперативного диалога: социальное взаимодействие ребенка с умелым наставником, не обязательно взрослым. Два основных понятия, описывающие этот процесс:
  • 1) Интерсубъективность: два человека (ребенок и помощник) приступают к задаче, имея разные навыки и понимание проблемы. По мере того, как каждый из них приспосабливается к перспективе другого, помощник может сообщить свое понимание в доступной для ребенка форме, а ребенок развивает навыки решения задачи.
  • 2) Поддержка, оказываемая помощником, ослабевает по мере того, как ребенок овладевает навыками решения задачи. Помощник постепенно отходит на задний план, а ребенок учится стратегическому планированию и приобретает компетентность для решения сходных проблем без помощи взрослого человека или более умелых сверстников.

Сингапурская технология и ФГОС

  • Программа формирования универсальных учебных действий:
  • 1. Регулятивные УУД:
  • — рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • — осуществлять целеполагание (ставить и удерживать цели);
  • — планировать (составлять план своей деятельности).
  • 2. Познавательные УУД:
  • — моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).
  • 3. Коммуникативные УУД:
  • — проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • — вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  •  

Тест

  • 1) десять
  • 2) двадцать два
  • 3) шестьдесят
  • Задание: Одно из этих чисел лишнее. Какое?

2. Обучающие структуры сингапурской технологии

  • 2. Обучающие структуры сингапурской технологии
  • http://naukovedenie.ru/PDF/11PVN315.pdf
  • Каган Спенсер,
  • Кооперативное обучение 1997
  • (на английском языке)
  • http://www.kaganonline.com/

Три группы обучающих структур

  • Обучающие структуры, показывают взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества. 
  • Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик — учебный материал. 
  • Обучающие структуры, позволяющие сделать урок интересным, лёгким для обучающихся, повысить самооценку и уверенность учеников, практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.
  • Главные задачи применения этих структур: участие в структурированном взаимодействии, равное участие всех, эффективная коммуникация, совместная работа в интересах совместного обучения, совместное обучение как составляющая любого урока.

Примеры структур Кагана

  • Структуры Кагана — это простые приемы обучения и методические рекомендации, которые помогают организовать взаимодействие учащихся, учебного материала и учителя.
  • Примеры:
  • Numbered Heads Together ( здесь и далее дословный перевод – «пронумерованные головы, работающие вместе»),
  • Timed Pair Share (временная кооперация парами),
  • Rally Robin (круглый стол)
  • Pairs Compare (сравнения парами)
  • Kinesthetic Symbols (кинетические символы)
  • Lyrical Lessons (лирические уроки) и др.

3. Как организовать урок на основе сингапурской технологии

  • 3. Как организовать урок на основе сингапурской технологии

Полезный ресурс

  • Инновационный образовательный продукт  
  • «Ярмарка инноваций в образовании – 2016»
  • Образовательная среда и современные технологии в образовании Ленинградской области.
  • Амбарцумова А.П. Методика формирования коммуникативных компетенций на основе применения сингапурских обучающих структур, МБОУ «КСОШ № 1», Кингисепп, 2016.

Организация урока

  • Необычное расположение парт.
  • Урок сосредотачивается не у доски, даже если она интерактивная.
  • Ключевое понятие: «партнер»: партнер по лицу (тот, кто сидит напротив тебя) и партнер по плечу (тот, что сидит рядом).
  • Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из карты-управления (Manage Mat).
  • Руководя процессом, педагог делает объявления.
  • Предполагается очень четкая организация.
  • На уроке могут быть использованы 1 – 2 – 3 структуры и более, но в пределах разумного.

4. Возможные затруднения учителя при организации урока на основе сингапурской технологии

  • 4. Возможные затруднения учителя при организации урока на основе сингапурской технологии

Преимущества

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач.
  • В группе выше уровень обучаемости, эффективности усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.
  • Сингапурская технология и обучающие структуры:
  • Способствуют росту интереса к предмету.
  • Ускоряют процесс обучения.
  • Улучшают качество усвоения материала.
  • Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию.
  • Способствуют сотрудничеству учителя и ученика.
  • Развивают коммуникативную компетенцию.

Затруднения

  • Этой методике надо сначала научить. Для этого учитель должен найти время на обучение методики на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  • Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

Тест

  • 1) десять
  • 2) двадцать два
  • 3) шестьдесят
  • Задание: Одно из этих чисел лишнее. Какое?

Задание

  • Секция 1. «Сингапурская технология: возможности использования на уроке при реализации требований ФГОС НОО»
  • Выступление из опыта работы
  • Секция 2. «Сингапурская технология: возможности использования на уроке при реализации требований ФГОС ООО»
  • Выступление из опыта работы
  • https://newtonew.com/discussions/singapore-education-experience
  • http://www.life-in-travels.ru/facts-about-singapore/
  • http://magarif-uku.ru/cooperative-learning-to-chto-doktor-propisal/
  • http://www.kaganonline.com/
  • Источники

Спасибо за внимание!

  • Спасибо за внимание!
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Захарова, А. Е. Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях / А.Е. Захарова. — М.: Мир автокниг, 2011. — 80 c.
Сингапурская система обучения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here