Особенности маятниковой миграции

Предлагаем статью: "Особенности маятниковой миграции" с комментариями от профессионалов для людей, которые хотят избежать ошибок. Любой вопрос вы можете задать нашему консультанту.

В настоящее время происходит постоянное передвижение населения из небольших и малоразвитых, в социально-экономическом плане, территорий в более перспективные. Миграция становится явлением глобальным. Все чаще стал применяться термин маятниковой миграции.

Определение понятий

Люди, проживающие в маленьких населенных пунктах, имеют определенные проблемы с трудоустройством. Одни являются специалистами невостребованных профессий, других не устраивает уровень заработной платы, отсутствие перспектив для развития и карьерного роста. Не имея возможности переехать в крупные города на ПМЖ, они устраиваются на работу в городские организации, ежедневно преодолевая расстояние от дома до места работы и обратно. Такое территориальное перемещение называется маятниковой миграцией.

Само явление передвижения, в рамках дом — работа — дом, очень похоже на движение маятника. Отсюда и появилось определение маятниковой миграции.

Интересно! В категорию маятниковых мигрантов входят не только трудоспособное население, но и студенты в процессе получения образования в ВУЗах и других образовательных учреждениях.

Она бывает внутренней, когда переезд осуществляется между городами внутри страны. И внешней в случае если граждане вынуждены пересекать границы государства.

Сальдо любого вида маятниковой миграции — это разница между прибывшими в город/страну и выбывшими мигрантами.

Правовая база

В России нет прямых законов, регулирующих процессы маятниковой миграции. В случае если человек проживает в местности, граничащей с одной из стран ближнего зарубежья, где трудоустроен, будет применен закон № 114-ФЗ, датированный 15.08.1996. Данный документ регулирует въезд и выезд в РФ. В нем указано:

  • перечень запрашиваемых документов при пересечении государственной границы;
  • детали процедуры пограничной проверки;
  • варианты приостановки беспрепятственного переезда через границу.

Важно! В законе нет прямых указаний о необходимости работнику проходить регистрацию. Также как и о причинах для отказа работодателя в трудоустройстве. Отсутствие прописки — не основание.

Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Особенности

Главной чертой маятниковой миграции является тот факт, что люди не покидают места проживания, а ездят на работу или учебу из одного села, города в другой. При этом затрачивают немало времени на дорогу. Это происходит из-за неравномерного распределения мощностей производства и проживания населения.

Источники большого дохода и скопления маятниковых мигрантов, как правило, размещены в центрах мегаполисов и крупных городов. Но жилье в этом секторе намного дороже, чем на окраине, в т. ч. и его аренда. У многих нет возможности его приобрести или снимать.

Признаки маятниковой миграции

Смысл явления маятниковой миграции состоит из нескольких признаков:

  • регулярность (частые, в основном, ежедневные поездки);
  • временные затраты (требуется длительное время, чтобы добраться до места работы, учебы);
  • проживание дома (не требуется перемена своего места жительства).

Интересно! Данные признаки являются характерными только для данной миграционной классификации.

Отличия от других видов миграции

Регулярное, ежедневное перемещение студенческой молодежи и трудоспособного населения существенно отличается от иных миграционных процессов.

Внутренняя миграция подразумевает именно переселение людей с одного села, района, города, региона в другое место жительства в пределах страны. А перемещение с переселением населения при внешней миграции осуществляется в мировых масштабах. На постоянной основе (ПМЖ) или временной (на ограниченное время, сезонные работы, связанные с сельским хозяйством, строительством и т. д., нерегулярные деловые поездки на короткий срок).

В отличие от трудовых и других мигрантов, участники маятникового процесса миграции не покидают своих центров проживания.

Причины маятниковой миграции

После распада Советского Союза многие небольшие города и поселки стали заложниками проблем экономического коллапса. Граждане СНГ устремились в крупные промышленные города и страны в поисках работы, пополнив армию трудовых мигрантов. Со временем ситуация стала меняться. Причины, по которым стало возможным явление маятниковой миграции:

  • появление новых рабочих мест в близлежащих регионах;
  • налаживание и развитие транспортной развязки (увеличение потока с сокращением временного промежутка, появление скоростных электропоездов и т. д.) позволило вернуться многим людям домой и трудоустраиваться недалеко от места проживания;
  • повышение уровня жизни населения и приобретение личного автомобиля.

Интересно! Обеспеченные граждане стали покидать спальные районы города и покупать дома за его чертой.

Примеры

Развитие маятниковой миграции легко прослеживается. Примеры, стандартные для маятниковой миграции:

  • переполненный общественный транспорт людьми, спешащими на работу из поселков, близлежащих малых городов в районные, крупные городские центры и обратно;
  • вахтовый метод работы, когда граждане, оставаясь зарегистрированными по месту проживания, на определенный период едут в другой город, округ на трудовую смену, а затем возвращаются;
  • студенты, получающие образование в ВУЗах и других учебных центрах (по целевому направлению на обучение может проходить другом городе, государстве).

Процесс длительного обучения подразумевает проведение каникул дома и возвращение после получения диплома.

Статистика

Ведение статистики учета маятниковой миграции затруднительно. Потому что нет фиксации граждан, свободно перемещающихся по стране и не меняющих при этом места жительства.

Данное явление в основном типично для крупных городских центров и мегаполисов. Например, Москвы. Поток перемещения в столицу, благодаря железнодорожному сообщению, ежедневно составляет свыше 1,1 млн человек, проживающих в Московской, Калужской, Владимирской и Тульской областях. В свою, очередь около 40 тысяч москвичей выезжает на работу в Подмосковье.

Интересно! Каждый 4-й проживающий в Московской области является маятниковым мигрантом.

Около 200 тыс. человек, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, включены в маятниковую миграцию.

Нередки случаи маятникового межпоселенческого перемещения. Ориентировочно 12% (10 млн чел.) — участники данного процесса.

Интересно! Деревенский фельдшер, ездящий на велосипеде в соседнее село — тоже является таковым.

Миграция в России: проблемы и статистика

Российские маятниковые мигранты ежедневно сталкиваются с рядом проблем:

  • есть развязка общественного транспорта, но не во всех регионах страны хорошие дороги (износ личного автомобиля);
  • затраченное на дорогу время (возможны опоздания на работу и взыскания от руководства);
  • трудно найти хорошую должность (неподходящий график работы и нет возможности приобрести жилье рядом);
  • оплата проезда (около 30% от заработанных средств).

Езда на личном транспортном средстве подразумевает трату денег на бензин. Некоторые организации осуществляют подвоз сотрудников. Это уменьшает траты на проезд, но возникают проблемы увеличения времени на остановки при развозе.

По приблизительным данным, каждый год число маятниковых мигрантов растет на 10% (150–200 тысяч человек).

Значение регулярных передвижений граждан

Явление маятниковой миграции влечет расширение границ мегаполисов, развитие инфраструктуры и появление новых микрорайонов для граждан, желающих стать его горожанами. Исключить миграцию, значит остановить стимуляцию процесса роста крупных населенных пунктов. Стоит отметить, что жизнь в городских центрах и в спальных пригородных районах разнится между собой.

При этом не теряется связь населения с современным миром, его культурным воздействием и духовной составляющей, которые мало встречаются на периферии.

Огромное количество приезжающих на работу из пригородов на личных автомобилях не могут не влиять на экологию, и без того загазованного промышленного мегаполиса.

Преимущества и недостатки

Маятниковая миграция передвижения населения имеет определенные плюсы:

  • трудовые возможности и достойная зарплата для мигрантов;
  • обеспечение трудовым ресурсом крупных городов, при этом не растет социальная нагрузка на медицину, образование и т. д.;
  • происходит развитие транспортной инфраструктуры, соединяющей местности.

Несмотря на достоинства, есть и минусы данного процесса:

  • населенные пункты, являющиеся донорами миграции, экономически ослабевают;
  • часть налогов оседает в мегаполисах, а полученных средств не хватает на развитие социальной сферы;
  • пробки на дорогах в городах из-за дополнительной нагрузки, где работают мигранты, не хватает парковок и т. д.;
  • утомляемость, мало свободного времени у мигрантов остается на семью и досуг.

Несмотря на наличие отрицательных и положительных моментов процесс маятниковой миграции необратим.

Заключение

Регулярное перемещение граждан с целью трудоустройства имеет значимое влияние, как для самих людей (достойная оплата труда), так и для экономики страны (ресурс для развития и расширения).

Можно выделить четыре основных вида пространственного движения населения. К ним относятся эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции. Все четыре вида миграции специфичны по своему характеру, а участвующее в них население преследует со­вершенно различные цели.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодической миграции весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграции, видимо, превосходит все остальные. К сожалению, изучается он весьма слабо. Исключение составляют, пожалуй, лишь туристские поездки, объем которых постоянно растет.

Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам еже­годных безвозвратных переселений или даже превышают их. Маятниковые мигранты увеличивают количественно и изменяют ка­чественно трудовые ресурсы поселений — центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

Сезонные миграции — это перемещения, главным образом, трудо­способного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции не только повышают реальный жизненный стандарт, хотя это очень важно, но и удовлетво­ряют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы. Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В результате в сезоны наибольшего объема работ эти отрасли испытывают пре­вышающую обычные размеры потребность в рабочей силе. Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов.

К отраслям с сезонным характером производства относится прежде всего сельское хозяйство. В этой отрасли в сезоны посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного больше, чем в остальное, особенно зимнее время. К сезонным относятся отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Интеграция этой отрасли промышленности с сельским хозяйством заметно сокращает потребность в сезонной миграции. Отраслями с сезонным характером, или стадиями, производства являются также лесозаготовительная (сплавные работы), рыбо-добывающая (прибрежный лов) и ряд других.

Вместе с тем сезонный характер производства совсем не обязательно сопровождается сезонным характером труда. Агропромышленная интеграция, межотраслевое кооперирование в использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства (например, океанического рыболовства) по существу сводит на нет потребность в сезонной миграции.

Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией в строгом значении этого слова, соответствующий ему в этимологическом отношении. Этим объясняется тот факт, что ряд исследователей без­возвратную миграцию называют полной, полноценной, т. е. совер­шающейся насовсем. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населен­ных пунктов в другие, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения внутри населенных пунктов, а второе—возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные места.

Виды миграции различаются не только по формальным признакам, но и по существу. Так, безвозвратная миграция в отличие от других является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях. Естественно, что между безвозврат­ной миграцией и остальными ее видами, нет непреодолимой стены. Один вид миграции может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграции порой бывают предшественниками безвозвратной миграции, так как они создают условия (в первую очередь информационные) для выбора возможного постоянного места житель­ства.

Читайте так же:  Оформление визы в Египет для белорусов

Каждый из названных видов миграции может рассматриваться двояко: как межтерриториальное и межпоселенное перемещение. Переезд населения из одного населенного пункта в другой означает и его террито­риальное перемещение. Причем межпоселенные перемещения могут быть и внутритерриториальными. Внутрипоселенные перемещения по общему правилу к миграциям не относят. Как межтерриторнальные, так и меж­поселенные перемещения представляют собой различные срезы одного и того же явления — то ли безвозвратной, то ли возвратной ми­граций.

Классификация межтерриториальных миграций по географическому признаку целиком зависит от существующего в стране административного устройства. В миграциях обычно различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские. Поскольку практика планирования выделяет также крупные экономи­ческие районы, включающие группы смежных областей, экономически взаимосвязанных между собой, миграции подразделяют еще на меж­районные и внутрирайонные.

В миграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городской местности, т. е. между городами и поселками городского типа; внутри сельской местности, т. е. между сельскими поселениями; между сельскими и городскими поселениями, причем раздельно пере­мещение из сел в города (сельско-городское миграционное движение) и из городов в села (городско-сельское движение). Два последних направления обычно называют сельско-городской миграцией. Добавим, что внутрисельская миграция к миграция населения из сел в города по своему социальному содержанию — разные процессы, как, впрочем, и остальные направления.

Миграция как городских, так и сельских жителей характеризуется большим разнообразием, обусловленным величиной людности поселений, различиями их функции и генезиса. Подобно тому, как с географией районов взаимосвязано прямое и обратное движение мигрантов, со спе­цификой поселений взаимосвязана структура миграционных потоков.

Выяснив суть территориального перемещения и определив его основ­ные виды, можно перейти к определению миграции населения.

Современные определения этого явления относятся к последним десятилетиям. В. И. Переведенцев дает обстоятельный анализ эволюции понятия «миграция». Миграция в переводе с латинского (migratio) означает перемещение, переселение. Применительно к человечеству тер­мин «миграция» обычно употребляется в сочетании с термином «население».

Перемещение и переселение — отнюдь не синонимы. Благодаря этому стало возможным разными терминами именовать миграцию в узком и широком смысле слова. В узком смысле миграции представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т. е. в буквальном смысле слова означает переселение. Термин переселение, широко используемый в литературе XIX в. очень точно отражает суть такого явления, как миграция. Иными словами, это тот случай, когда точность определения не принесена в жертву краткости. Перемещение территориальное — более широкое тол­кование миграции. Многие исследователи к миграциям в широком смысле относят, наряду с безвозвратной (переселением), также сезонные и маятниковые перемещения. В настоящее время мы придерживаемся точки зрения, что это зауженное определение. Миграция в широком смысле слова, как уже говорилось, охватывает все четыре вида переме­щений: безвозвратные, сезонные, маятниковые и эпизодические. Послед­ние не отличаются от сезонных ни своей продолжительностью, ни подчас своими целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудо­выми. Продолжительность эпизодической миграции жителей северных районов в рекреационных целях часто больше, чем трудовой сезонной миграции.

Население представ­ляет собой не только совокупность людей, но и специфическую систему общественных связей и отношений, выступая тем самым в качестве подсистемы «общество».

В статье рассматриваются вопросы маятниковой миграции: влияние данного процесса на развитие крупных и малых городов. Также анализируются факторы, определяющие уровень маятниковой миграции в небольшом населенном пункте на примере Соснового Бора.

Ключевые слова: маятниковая миграция, трудовые ресурсы, безработица, мобильность.

The article discusses the impact of circular migration process in the development of cities and towns. Also, it analyzes the factors determining the level of commuting in a small village like Sosnovy Bor.

Keywords: circular migration, workforce, unemployment, mobility.

В широком смысле миграция связана с перемещением людей из одного региона (страны) в другой с целью поиска новых возможностей и повышения качества жизни. Оно сопровождается пересечением как внешних границ государства, так и внутренних границ административно-территориальных образований .

Миграция затрагивает все регионы мира, а многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Закончив с обозначением самого понятия миграции, хочется перейти к рассмотрению более узкой проблемы, присущей современной России — это проблема маятниковой миграции. Этот процесс появился и получил развитие в период урбанизации, когда между городской и сельской культурами пропасть стала наиболее явной. Если раньше, до момента роста в городах промышленности, люди в России в основном были заняты натуральным хозяйством, то после появления тракторов и машин производительность труда выросла в несколько раз, и необходимость в человеческих руках уменьшилась. Люди в поисках работы начали выезжать в ближайшие города, чтобы прокормить свою семью. Роль города в развитии общества повысилась. Так и появилась маятниковая миграция в России.

Маятниковая миграция представляет собой регулярные поездки определенной части населения из одного пункта назначения в другой и обратно . Данные пункты расположены в разных населенных пунктах. Маятниковая миграция появляется в основном из-за несоответствия расположения производства и расселения людей. Маленькие города не могут похвастаться изобилием предложений трудоустройства. Это связано со многими факторами, которые вносят свою лепту во всё более распространяемый миграционный процесс.
к или иначе, размер города, специализация и его населенность людьми — это исторически сложившиеся показатели, на которые трудно повлиять извне. Они, тем или иным образом, поворачивают экономическое, политическое и социальное развитие на определенный путь, которого в дальнейшем будет придерживаться город. Однако чаще всего происходит так, что в маленьком городе развивается в полную силу лишь один- два сектора. В других областях динамика создания рабочих мест существенно отстает от предложений труда, а существующие вакансии не привлекают граждан с точки зрения характера работы, а чаще — оплаты труда. Это очень сужает круг интересующих вакансий, в которых человек мог бы и хотел себя проявить. Решением данной проблемы выступает такой процесс, как маятниковая миграция. Нужно искать предложения, где человек может задействовать в полной мере свои способности. Это и побуждает его к поиску работы за пределами постоянного места проживания.

Изобилием рабочих мест практически всегда оказывается ближайший крупный город. Его экономическая мощь может похвастаться наличием организаций и предприятий разнонаправленной специализации. Здесь человек точно сможет найти ту область, в которой возможно задействовать свои навыки и способности. Образовывается обстановка для удовлетворения всевозможных потребностей в труде поселенцев небольших населенных пунктов, где количественно и даже качественно ограничено предпочтение в рабочих местах.
ятниковые мигранты повышают численность и меняют структуру трудовых ресурсов городов — центров притяжения, где количество рабочих мест превосходит собственные ресурсы труда или не отвечает профессионально-квалификационному составу населения. Процесс маятниковой миграции наиболее характерен для тех регионов, ядром которых являются крупнейшие города. Образовываются целые агломерации, объединяющие множество пригородных районов и небольших населенных пунктов вокруг единого центра, являющегося экономической базой целого региона. Возросшая мобильность ресурсов, качественные сдвиги в информационных и транспортных связях обеспечивают впечатляющие изменения в пользу развития города. Имеет место перераспределение средств, выгодное административным центрам, что влияет на экономическую, а также социокультурную природу региона.

Маятниковая миграция появляется в обществах, в которых доступ к современным транспортным средствам дает возможность людям проживать далеко от места своей работы или обучения. До XIX в. большее число людей проживало в «границах пешего хода» от местонахождения работы или обучения. Развитие городов в 18–19 веке означало сосредоточение на одной и той же территории больших человеческих масс. Такой интенсивный путь развития был на тот момент прогрессивным, потому что концентрация людей, во-первых, способствовала значительному росту производительности труда, во-вторых, отвечала требованиям концентрации производительных ресурсов, происходившей под воздействием научно-технического прогресса.
nbsp;этот период основой формирования города являлась обычная миграция. Появление маятниковой миграции произвело огромное воздействие на жизненный уклад, дало возможность городам вырасти до таких размеров, о которых раньше никто и предполагать не мог, привело к расцвету пригородов и окраин. При опережающем развитии транспорта маятниковая миграция ведёт к стремительному экстенсивному росту городов, застройке пригородов и образованию новых районов . Городская среда при этом сильно меняется, центр резко контрастирует с окраинами, подсознательно отделяясь от последнего в экономическом и социальном плане. Население агломерации быстро увеличивается за счёт притока мигрантов в застраиваемые пригороды. В дальнейшем, при замедлении развития транспорта, которому сопутствуют автомобильные пробки и работа в режиме перегрузок, развитие города осуществляется медленнее и гармоничнее.

Как и любой другой процесс, маятниковая миграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Она является важным источников формирования трудовых ресурсов в городах, в значительной мере обеспечивающая сбалансированное и рациональное использование трудовых ресурсов. Такой вид миграции существенно снижает уровень безработицы, дав возможность каждому человеку устроится на работу, которая в большей части будет соответствовать его существующим потребностям.
nbsp;данные потребности можно включить удовлетворение физиологических потребностей, обучение, покупку квартиры либо других предметов роскоши, содержание семьи и др. С точки зрения работодателей, маятниковая миграция дает возможность сократить затраты на выплату заработной платы, так как есть возможность нанять более дешевую рабочую силу. Другой вопрос, отразится ли это на качественном уровне выполнения работ и профессиональной подготовке работников. Государство рассматривает маятниковую миграцию, как выгодный способ снижения издержек на выплату пособий по безработице, снижения издержек производства товаров и услуг за счет низкой цены труда, снижения нагрузки и на работников служб занятости населения. Можно сказать, что нынешняя мобильность населения в большей степени положительно отражается на развитии главных экономических центров регионов. Маятниковая миграция регулирует рост численности населения, являясь, прежде всего, средством ограничения чрезмерного роста центра города. Она также обеспечивает оптимальное и гибкое (в пространстве, времени и объемах) соединение труда и капитала. Однако что на этот счет думают пригородные населенные пункты и соседние небольшие города? Как на них влияет маятниковая миграция? Постепенно возникает конфликт между центром и пригородной частью — соседние небольшие города теряют свою самостоятельность из-за некой трудовой зависимости от ядра региона. Часто возникают серьезные разрывы в уровне жизни, которые ведут к неустойчивости и дисбалансу экономики региона. Чтобы избежать таких последствий, необходимо тщательно изучить процесс маятниковой миграции в регионе либо в конкретном интересующем населенном пункте.

Основная проблема изучения данного вида мобильности трудовых ресурсов заключается в том, что учесть маятниковых мигрантов очень сложно . Классическим способом учета являются исследования в виде проведения опросов и анкетирования. Однако сразу после обозначения способа исследования столкнемся с некоторыми трудностями и проблемами: высокая стоимость мероприятия (под этим подразумевается печать анкет и листовок, оплата труда занятых в данном исследовании), организационные проблемы и проблема достоверности информации (т. е. не все граждане готовы рассказать о своем статусе мигранта). Поэтому в России подобные мероприятия практически не проводятся.

Среди населенных пунктов, столкнувшихся с данной проблемой, находится город Сосновый Бор. В связи с трудностью сбора данных о маятниковой миграции, очень тяжело определить пути решения негативного влияния этого процесса на развитие муниципального образования и установление некой экономической и трудовой стабильности.
nbsp;Администрации городского округа прозвучал такой вопрос: что можно и нужно сделать, чтобы жители города работали в Сосновом Бору, а значит пополняли городскую казну налогами и другими результатами своего труда. Эксперты в общем выделяют три основные причины данного вида перемещения: безработица, отсутствие подходящей работы и низкий заработок. Но, если в городе Сосновый Бор такой показатель, как безработица, является очень несущественным (на 2013 год уровень безработицы — 0,3 % от численности экономически активного населения города и находится в пределах фонового значения, в то время как в России этот показатель равен 5,6 %), довольно широкий выбор вакансий (городской банк вакансий на 1 января 2014 года насчитывает 2047 вакансий, что составляет 19 вакансий на одного безработного), а среднемесячная заработная плата работников списочного состава крупных и средних организаций округа за 2013 год выросла на 13,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 44241 руб , почему проживающие на территории города люди пытаются подыскать себе работу вне города? Рядом с Сосновым Бором находится Санкт-Петербург, который является одним из крупнейших городов Российской Федерации, привлекая население пригородов своими социальными и экономическими возможностями. Хотя для Соснового Бора города и характерен довольно неплохой средний уровень заработной платы, многие люди пытаются найти работу вне дома. Это из-за того, что заработная плата по аналогичным профессиям в данном городе и Санкт-Петербурге различается в пользу последнего. Поэтому даже ежедневные затраты времени и денежных средств на поездку к месту работы не являются сдерживающим фактором для маятниковых мигрантов. Для примера представлена таблица 1 о средней заработной плате по видам деятельности.

Читайте так же:  Переезд в Израиль

Таблица 1

Средняя заработная плата по видам экономической деятельности

Вид деятельности

Средняя заработная плата в г. Сосновый Бор, руб.

Средняя заработная плата в г. Санкт-Петербург, руб.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Научные исследования и разработки

Строительство

Сельское хозяйство

Организации, занятые операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг

Образование

Особо заметна разница в оплате труда в Сосновом Бору и в Санкт-Петербурге. Хотя это касается не всех видов деятельности. Например, в строительстве и производстве и распределении электроэнергии, газа, воды средняя заработная плата по Сосновому Бору выше. Это, скорее всего, напрямую связано с расположением в городе атомной электростанции и строительством новой, так как для строительства атомной электростанции требуется намного больше квалифицированных специалистов, чем для строительства жилых многоэтажных домов. ЛАЭС является градообразующим предприятием, поэтому значительная доля населения Соснового Бора работает именно там. На атомной электростанции наличие высокооплачиваемых специальностей повышает средний уровень заработной платы. Эти факторы и влияют на уровень средней заработной платы по данным видам деятельности. В Сосновом Бору сохраняется значительная дифференциация уровня оплаты труда работников различных видов экономической деятельности. Поэтому далеко не все имеют возможность удовлетворить собственные потребности, начиная от саморазвития, заканчивая оплатой жилья и пищи. Чтобы исправить данную ситуацию, жители города, для которых она характерна, выезжают за его пределы, чтобы найти работу, хотя бы частично удовлетворяющую потребности. Для характеристики дифференциации уровня доходов населения можно использовать коэффициент Джини, который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика дифференциации денежных доходов населения

Децильный коэффициент фондов, в раз

Коэффициент Джини

В Росстате имеются данные в общем по России, но можно предположить, что ситуация, имеющая место по всей Российской Федерации, характерна и для Соснового Бора. Коэффициент Джини свидетельствует о степени расслоения общества нашего государства. Критическое его значение: 0,35–0,38. Как и упоминалось раньше, на сегодняшний день мы имеем очень развитую транспортную систему. Не составит никакого труда доехать до пункта назначения. Ежедневно курсируют маршрутные такси от Соснового Бора в разные районы Питера, что естественным образом упрощает способы добраться до места работы. Кроме того, значительно увеличился парк личного автотранспорта. Этот фактор намного повышает мобильность населения, способствуя развитию маятникового процесса.

Литература:

1.             Валентей, Д. И. Демографический энциклопедический словарь/ Д. И. Валентей. — М: Советская энциклопедия.

2.             Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения (вопросы теории): монография /Л. Л. Рыбаковский. — М.: ИСПИ РАН, 2003.

3.             Соболевская, О. Маятниковая миграция снижает качество жизни в регионе . — URL: (дата обращения: 01.04.2014)

4.             Доклад об оплате труда в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за 2013 год . — URL: (дата обращения 13.04.2014)

5.             Зачем и как изучать маятниковую трудовую миграцию . — URL: (дата обращения: 05.04.2014)

6.             Информация о социально-экономическом развитии Сосновоборского городского округа за 2013 год . — URL: (дата обращения: 13.04.2014)

7.             Маятниковая миграция . — URL: (дата обращения: 01.04.2014)

moluch.ru

Нестоличные труженики-невидимки

«К маятниковым мигрантам относится каждый четвертый взрослый трудоспособный житель Подмосковья», – подсчитали профессор и доцент кафедры экономики Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Юлия и Юрий Шитовы. Их материал «Маятниковая трудовая миграция в Московском регионе» в свежем номере журнала Института демографии НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly» представляет собой коллективный портрет людей, регулярно передвигающихся между областью и столицей ради работы, учебы и лучшей жизни.

Маятниковые мигранты, подчеркивают авторы статьи, – обычное явление в условиях, когда столица из «точечного» города превращается в агломерацию: расширяет территории и включает в орбиту своего влияния другие города. Челночные перемещения трудовых мигрантов при этом играют некую структурообразующую роль – укрепляют связи между центром и периферией.

Вместе с тем, отмечают исследователи, из-за оттока людей «золотого» трудового возраста – 25-40 лет – периферия утрачивает самостоятельность и превращается в придаток центра. Да и проблема теневых зарплат становится все острее.[1]

Одна из главных сложностей переписи маятниковых мигрантов в том, что многие из них не склонны раскрывать свой статус, поэтому в этой математике неизбежно возникают погрешности. Авторы работы опирались в расчетах на данные научных исследований, начиная с 1961 года, а также на муниципальные документы и публикации журналистов. Эту информацию подкрепляли документы, не предназначенные для широкой аудитории, например, базы данных налоговой инспекции, Пенсионного фонда и пр. В результате сравнения подсчетов «ежедневный пассажиропоток центр-область был оценен на уровне 0,9-1,2 млн человек, что близко к оценкам других авторов», отмечают Юлия и Юрий Шитовы.

Законы «маятника»

При быстром росте города чрезмерная плотность населения входит в противоречие с дальнейшим ростом производительности. Территориальные возможности для расширения производства ограничены, транспорт перегружен, а условия жизни становятся все хуже «из-за скученности, дороговизны, загрязнения воздуха и шума», отмечают исследователи. В результате город начинает расти экстенсивно – «захватывает» все новые территории и трансформируется в агломерацию.

Такие «укрупненные» города становятся более эффективным механизмом концентрации производства и населения и притягивают маятниковых мигрантов. Однако регионы-«доноры» рабочей силы при этом проигрывают. «Часто возникают серьезные разрывы в уровне жизни центральных и периферийных районов, которые ведут к территориальному дисбалансу экономики региона», – подчеркивают исследователи.

Авторы работы выделили ряд закономерностей регулярных перемещений жителей области в столицу:

  • Приток маятниковых мигрантов из Подмосковья в Москву всегда превышал движение в обратную сторону;
  • Самые длительные и дальние ежедневные поездки совершают люди 22-30 лет;
  • Из районов с низким качеством жизни «маятниковые» потоки всегда шире;
  • Около 3% жителей Московской области, работающих в столице, переезжают жить в Москву;
  • Декларированные доходы маятниковых мигрантов существенно меньше реальных. В 2001 году общий объем их теневой зарплаты, по расчетам исследователей, составил 20-30 млрд рублей.

«Мертвые души» можно посчитать

Выделить группу маятниковых мигрантов можно с помощью анализа баланса структуры занятости населения. Авторы материала поясняют: если взять за основу трудоспособное население региона и последовательно вычесть из него все учтенные официальной статистикой группы населения – работников крупных и средних предприятий, людей, занятых в малом бизнесе, безработных, людей, занятых в неформальном секторе, и самозанятых, то в сухом остатке остаются «мертвые души». Большинство из них составляют маятниковые мигранты, предполагают исследователи.

Юлия и Юрий Шитовы подчеркивают: «Доля маятниковых трудовых мигрантов “центр-область” убывает при удалении от центра агломерации» (рис. 1). Причина тому – издержки регулярных поездок.

Рисунок 1. Корреляция между миграционным потоком центр-область и удаленностью района до Москвы для отдельных районов, данные 2001 г.

Особенности маятниковой миграции 88

Женщины ездят столько же, хотя зарабатывают меньше

Основную долю маятниковых мигрантов составляют люди наиболее эффективного трудового возраста – от 25 до 40 лет, отмечают исследователи (рис. 2). В старшем возрасте трудно проявлять подобную мобильность. Большая часть жителей Подмосковья в возрасте 40-60 лет работает в своем городе.

Рисунок 2. Возрастные и гендерные профили жителей Московской области (МО), а также МТМ в 2001 году.

Особенности маятниковой миграции 17

 

Авторы работы акцентируют, что возрастные профили мужчин и женщин, участвующих в челночных передвижениях, почти не отличаются.

В среднем маятниковые мигранты Подмосковья проезжают 50 км, проводя в дороге около часа в одну сторону. Шитовы конкретизируют: «Было установлено равенство женщин и мужчин в отношении длительности и длины маятниковых поездок, хотя оплата труда женщин почти на 20% ниже оплаты труда мужчин».

В работе исследован и квалификационный аспект миграции. «Высококвалифицированные работники с высокими зарплатами ездят в среднем дальше и дольше», – пишут авторы статьи.[2]

Маятниковая миграция обескровила периферию

Интегральный показатель качества жизни региона рассчитывался на основе 25 базовых показателей его социально-экономического положения, таких, как: финансы и инвестиции, индустрия, сельское хозяйство и услуги, доходы населения, демография, экология, социальная сфера и ЖКХ. «Качество жизни районов Подмосковья снижается по мере удаления от центра, – констатируют исследователи, – и центростремительная маятниковая трудовая миграция является существенным фактором влияния» (рис. 3).

Рисунок 3. Зависимость интегрального показателя качества жизни в районах Подмосковья, в зависимости от расстояния до Москвы в км (горизонтальная шкала) в 2009 году.

Особенности маятниковой миграции 156

 

Вместе с тем, очевидно, что отток работников «золотого возраста» (25-40 лет) вызывает проблемы на локальном рынке труда, подчеркивают авторы работы. Так, дефицит возникает именно в тех специальностях, которыми обладают маятниковые трудовые мигранты.

Карта потоков маятниковых мигрантов неразрывно связана с пространственными картинами зарплат, рынка жилья и транспортом.

«Картина дифференциации зарплат отражает центробежные тенденции распределения доходов в Московской области, – пишут Юлия и Юрий Шитовы. – Заработная плата концентрируется в близких к Москве городах и районах и “утекает” из удаленных районов».

Примечательно, что границей «нулевого эффекта» оказывается зона в радиусе 50 км от Москвы. Работники районов, расположенных внутри этого кольца, оказываются в более выигрышном положении (эффект близости к мегаполису), чем жители отдаленных районов.

На рынке жилья Подмосковья был установлен «устойчивый радиальный градиент снижения стоимости жилья при удалении от центра к периферии».

В результате количественного сопоставления всех факторов авторы работы установили, что «разрыв зарплат между центром и районами (избыточный доход маятниковых трудовых мигрантов) в сочетании с выгодой от проживания в районе вместо центра в количественном выражении соотносим с издержками – временными и имущественными – маятниковых мигрантов на дорогу дом – работа».

Этот баланс, по словам исследователей, «подтверждает динамическое равновесие на рынке труда в плане мобильности рабочей силы».

См. также:

Портрет маятникового мигранта
Города преумножают богатство, здоровье и счастье
Миграция между регионами бессмысленна или невозможна
Иммигрантские столицы Европы, от Лондона до Москвы
Мигранты и экспаты
Неформальная занятость приносит деньги, но не счастье

iq.hse.ru

Маятниковые миграции

представляют собой ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. В последние 10 — 20 лет значение маятниковых миграций в территориальных перемещениях населения существенно возросло. В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам ежегодных безвозвратных переселений и даже превышают их. По некоторым оценкам, в последней четверти XX в. в СССР соотношение между постоянной и маятниковой миграцией составляло 2:3.

Читайте так же:  Процедура получения гражданства РФ гражданину Таджикистана

Маятниковые мигранты увеличивают количественно и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений — центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или профессионально не соответствует квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

Маятниковая миграция является важным источником формирования трудовых ресурсов в городах, создает равноценные условия выбора места работы, профессионального обучения. Она способствует социальной мобильности населения, изменению социальной структуры сельских жителей, распространению городского образа жизни. При этом у нее имеются и негативные стороны в экономическом, транспортном и социальном аспектах, в частности значительно увеличиваются затраты времени на дорогу.

Отечественными демографами высказывается мнение об условности понятия «маятниковая миграция» и неправомерности его включения в понятие «миграция населения»; нередко в качестве маятниковой миграции рассматриваются передвижения не только на учебу и работу, но и с культурно-бытовыми и рекреационными целями.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:Народонаселение: Энциклопедический словарь / Под ред. Г.Г. Меликьян. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. С. 216; Рыбаковский А.А. Миграция населения (вопросы теории). М., 2003. С. 23 — 24; Рыбаковский А.А. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса. (Приложение к журналу «Миграция в России».) М., 2001. С. 15-16.

Источник: Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие

voluntary.ru

Что собой представляет

Маятниковой миграцией называются постоянные передвижения людских масс из одного населенного пункта в другой для прохождения рабочей смены, либо обучения. Постоянность этого явления полностью соответствует режиму трудовой деятельности и обучения.

Появление этого явления ознаменовалось активизацией процесса урбанизации в государстве. При этом основой этого явления является несоответствие размещения производственных помещений и расселения гражданских лиц.

Маятниковая миграция может выступать в качестве оптимизатора создания равноценных условий для идеального выбора места обучения граждан согласно его квалификации, либо работы.

Помимо этого, данное явление способствует развитию таких особенностей, как:

  1. Распространение урбанизации.
  2. Социальная мобильность.
  3. Изменения для сельских жителей социальной структуры.
  4. Преодоление некоторых различий между городскими условиями и деревенскими.

Особенности

Каждому человеку свойственно тратить много времени для приезда на работу и обратно. Происходит это вследствие экономических соображений. В центрах мегаполисов обычно всегда сосредоточены источники для большого заработка. Жилищная территория при этом имеет более высокую стоимость, нежели в спальных районах.

Чем больше размер города, тем он более развит. В некоторых ситуациях город исчерпал свои ресурсы, благоволящие образованию второстепенных мест для работы.

В пригороде может появиться подобная возможность, поскольку зачастую там нет предприятий, магазинов, формирующих благосклонно инфраструктуру.

Движение, направленное изначально в центр, будет развернуто обратно. Эксперты в данный момент наблюдают два потока, идущих друг против друга — один направлен в центр, а второй в спальный район.

В этом случае полярность уменьшится между центром города и спальным районом, и благодаря этому явлению пригород выступает в роли маленького центра, притягивающего к себе основные рабочие мосты.[3]

Причины маятниковой миграции

Во время отсутствия у людей автомобилей и других цивилизационных преимуществ, российские граждане старались проживать рядом со своей работой. Другого выхода данных лиц не имелось.

Но при появлении транспорта у людей появилась возможность жить за пределами города и приезжать в него только для того, чтобы работать. Благодаря отсутствию ограничений, количество рабочей силы в городе со стороны местных граждан увеличивалось. Соответственно, город рос и увеличивался.

Появлялись дополнительные места работы, которые потом были заняты жителями пригородов и деревень. Так появлялись спальные районы, где были исключительно жилые постройки и не имелось предприятий и организаций. После этого города разрастались в разные стороны и таким способом появились большие мегаполисы.

Это явление стало более массовым к началу XXI века.

В данный момент любой человек, живущий в большом городе, прекрасно имеет представление о том, что существует маятниковая миграция. Именно так и называют ежедневное перемещение людей от собственного жилья до места учебы или работы.

Видео: Новости

Основным примером для маятниковой миграции выступает ситуация, при которой большая людская масса следует на работу из одного района в другой. Такое явление происходит в любом крупном или маленьком городе, имеющим муниципальные районы.

Помимо этого, к маятниковой миграции можно отнести вахтовый способ работы. В такой ситуации люди приезжают в другой город из одного, чтобы отработать некоторый период времени в нём. Подобный тип миграции отличен от стандартного только периодом для работы.

Вахтовый метод подразумевает изменения места жительства на месяц, 3 месяца, полгода и другое время.

Также в качестве примера маятниковой миграции может выступать переезд на учебу в другую местность или даже страну. В первом случае студент проходит обучение в течение определённого периода времени, после чего он вернется на свое обычное место жительства, чтобы работать.

В частности, этот пример характерен для обучения, которое производится по целевому направлению.

Как выплачивается пенсия по инвалидности? Найдете по ссылке.

Наиболее глобальной проблемой для маятниковой миграции выступает отсутствие удобств для перемещения в другие населенные пункты. Далеко не в каждом российском регионе имеется удобная транспортная развязка и поэтому гражданам приходится тратить гораздо большее время для того, чтобы доехать до своей работы.

Вследствие этого, люди могут опаздывать на работу и тут возникают проблемы с руководящим составом своего предприятия.

Помимо этого, у людей не всегда есть возможность найти хорошую работу вследствие своей неготовности для переезда в новую местность, либо в том случае, когда рабочее место находится очень далеко от своего жилья и человек не имеет личного транспорта.

В таких случаях работодатели выделяют места в специализированных общежитиях для своих рабочих, но не в каждой организации может использоваться такая практика.

Также одной из главных проблем для россиян является большое количество денежных средств, потраченных на проезд. Если на предприятии есть вахтовая развозка, то тогда граждане могут не жаловаться, потому что всё происходит своевременно и нет никаких затрат.

Однако, если у человека имеется свой автомобиль, то достаточно высокий процент от зарплаты уходит на топливо.

Преимущества и недостатки

Если рассматривать более детально преимущества маятниковой миграции, то можно заметить, что она является в целом довольно таки положительным явлением. Всё-таки, она в конечном результате приводит к тому, что города растут и развиваются.

При этом маятниковая миграция позволяет грамотно распределять трудовые ресурсы для определённой местности.

Важно при этом отметить, что население в обязательном порядке будет обеспечиваться второстепенными рабочими местами, и на производстве в это же время будут появляться новые сотрудники.

Обязательно важно не забывать о том, что в ситуации, при которой поток мигрантов будет превышать пропускную дорожную способность, все имеющиеся преимущества будут омрачаться недостатками.[4]

В такой ситуации вместо того, чтобы радоваться наличию возможности работать в центре крупного города, у каждого человека появится раздражение за ситуацию, при которой граждане будут тратить очень большое количество времени на путь до работы и обратно.

Эта картина не может являться новинкой ни для кого, и она знакома для любого жителя мегаполиса. Время, которое остается от работы и сна, люди проводят обычно в пробках. Это явление может ухудшить целостную экологическую обстановку в регионе и она будет сказываться отрицательно в целом на функциональном состоянии каждого человека.

Важным условием того, чтобы обеспечить комфортную жизнь в крупном городе, является наличие отличных транспортных развязок и развитой инфраструктуры. Также сюда можно отнести большое количество веток, которое будет использовано для прохождения общественного транспорта.

Если они будут отсутствовать в населённом пункте, то атмосфера будет довольно сильно загрязнена, и в этой ситуации граждане будут постоянно находиться в депрессивном состоянии.

Значение регулярных передвижений граждан

В последнее время большинство людей стараются принимать участие в маятниковой миграции. Если судить с экономической точки зрения, то такое явление является положительным, потому что много средств будет потрачено на обеспечение дорог хорошего качества в городе, а также на развитие целостности инфраструктуры для регионов.

Будут открываться новые магазины, предприятия, а также сдаваться новые рабочие места и строиться новые жилищные объекты.

Если же говорить об экологии, то здесь всё не так радужно. Выбросы вредных веществ от автомобилей и заводов не могут никак сказаться благоприятно на целостном экологическом состоянии для региона.

Какая пенсия по уходу за ребенком инвалидом? Ответ здесь.

Сроки выплаты пенсии военным пенсионерам. Написано в статье.

Примеров для проявления маятниковой миграции, как видно, достаточно много. Современные проблемы маятниковой миграции не слишком серьезны, и в России уверены в том, что они в ближайшее время потеряют свою актуальность. Это связанно с тем, что в ГУВМ МВД активно занимаются решением данных вопросов и делают все возможное для упразднения всех имеющихся проблем.

kvac.ru

Далеко не все из нас имеют возможность работать или учиться в непосредственной близости от дома. Немногие хотят искать себе временное жилье вблизи работы. Вот и получается, что утром жители пригорода вынуждены ехать в центр, а вечером – возвращаются обратно. К чему приводит такая маятниковая миграция, каковы причины ее возникновения и последствия?

Причины происхождения

Раньше, когда не было автомобилей, электричек и прочих благ цивилизации, люди жили рядом со своей работой или работали рядом с домом – кому как больше нравилось. Потому как другого выхода у них просто не было. Но вот появился транспорт, и работник обрел возможность жить не в центре, а в пригороде или вообще в соседнем селе, и приезжать в город лишь на работу, а вечером возвращаться обратно.

Благодаря тому, что теперь количество рабочих рук в городе не ограничивалось лишь местными жителями, город имел возможность расти. Появлялись новые рабочие места, которые были заняты жителями пригорода – так появились спальные районы, где практически не было никаких предприятий – только жилые дома. Города разрастались вширь на периферии и ввысь в центре – появились мегаполисы.

Читайте так же:  Образец справки с работы для шенген

К началу XXI века это явление приобрело массовый характер.

Теперь каждый житель большого города знает, что такое маятниковая миграция – это регулярное, чаще всего ежедневное перемещение населения к месту работы или учебы и обратно.

[5]

В отличие от обычной миграции, она проходит без смены постоянного места жительства и на общую численность населения в регионе не влияет.

Особенности маятниковых передвижений

Люди тратят большую часть личного времени в дороге не по собственной прихоти, а из экономических соображений. Как правило, в крупном городе, особенно в центре, находится средоточие источников большого заработка, жилье же, напротив, стоит тем дешевле, чем дальше от центра расположено.

Чем крупнее и развитее город, тем интенсивнее будет движение маятниковых мигрантов. В какой-то момент город исчерпает свои ресурсы по образованию новых рабочих мест, а в пригороде, где, напротив, будет не хватать предприятий, магазинов, образующих удобную инфраструктуру, такая возможность появится.

движение, ранее направленное исключительно в центр, развернется в обратном направлении: теперь мы будем наблюдать два встречных потока, один из которых по-прежнему направлен в центр, а другой – из центра в пригород. Таким образом полярность между деловым центром и спальным пригородом несколько уменьшится, и пригород сам станет небольшим центром притяжения рабочей силы.

Преимущества и недостатки

Итак, маятниковая миграция населения – это в целом положительное явление, которое приводит к росту и развитию городов. Она позволяет перераспределять трудовые ресурсы внутри одного региона, обеспечивая население рабочими местами, а производство – сотрудниками.

Но как только поток ежедневных мигрантов превысит пропускную способность дорог, благо превратится во зло. Вместо того чтобы радоваться возможности работать в центре, а жить в пригороде, население будет проводить массу времени в пути.

Собственно, описанная картина вовсе не нова и знакома всем жителям мегаполисов. Время, оставшееся от работы и сна, человек проводит в пробке. Пробки ухудшают экологическую ситуацию в регионе, а также негативно сказываются на общем самочувствии участников процесса.

Главным условием комфортной жизни в мегаполисах является наличие хорошей инфраструктуры – дорожных развязок и веток общественного транспорта, иначе это грозит массовыми стрессами и сильным загрязнением атмосферы.

В статье рассматриваются вопросы маятниковой миграции: влияние данного процесса на развитие крупных и малых городов. Также анализируются факторы, определяющие уровень маятниковой миграции в небольшом населенном пункте на примере Соснового Бора.

Ключевые слова: маятниковая миграция, трудовые ресурсы, безработица, мобильность.

The article discusses the impact of circular migration process in the development of cities and towns. Also, it analyzes the factors determining the level of commuting in a small village like Sosnovy Bor.

Keywords: circular migration, workforce, unemployment, mobility.

В широком смысле миграция связана с перемещением людей из одного региона (страны) в другой с целью поиска новых возможностей и повышения качества жизни. Оно сопровождается пересечением как внешних границ государства, так и внутренних границ административно-территориальных образований .

Миграция затрагивает все регионы мира, а многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Закончив с обозначением самого понятия миграции, хочется перейти к рассмотрению более узкой проблемы, присущей современной России — это проблема маятниковой миграции. Этот процесс появился и получил развитие в период урбанизации, когда между городской и сельской культурами пропасть стала наиболее явной. Если раньше, до момента роста в городах промышленности, люди в России в основном были заняты натуральным хозяйством, то после появления тракторов и машин производительность труда выросла в несколько раз, и необходимость в человеческих руках уменьшилась. Люди в поисках работы начали выезжать в ближайшие города, чтобы прокормить свою семью. Роль города в развитии общества повысилась. Так и появилась маятниковая миграция в России.

Маятниковая миграция представляет собой регулярные поездки определенной части населения из одного пункта назначения в другой и обратно . Данные пункты расположены в разных населенных пунктах. Маятниковая миграция появляется в основном из-за несоответствия расположения производства и расселения людей. Маленькие города не могут похвастаться изобилием предложений трудоустройства.

о связано со многими факторами, которые вносят свою лепту во всё более распространяемый миграционный процесс. Так или иначе, размер города, специализация и его населенность людьми — это исторически сложившиеся показатели, на которые трудно повлиять извне. Они, тем или иным образом, поворачивают экономическое, политическое и социальное развитие на определенный путь, которого в дальнейшем будет придерживаться город. Однако чаще всего происходит так, что в маленьком городе развивается в полную силу лишь один- два сектора. В других областях динамика создания рабочих мест существенно отстает от предложений труда, а существующие вакансии не привлекают граждан с точки зрения характера работы, а чаще — оплаты труда. Это очень сужает круг интересующих вакансий, в которых человек мог бы и хотел себя проявить. Решением данной проблемы выступает такой процесс, как маятниковая миграция. Нужно искать предложения, где человек может задействовать в полной мере свои способности. Это и побуждает его к поиску работы за пределами постоянного места проживания.

Изобилием рабочих мест практически всегда оказывается ближайший крупный город. Его экономическая мощь может похвастаться наличием организаций и предприятий разнонаправленной специализации. Здесь человек точно сможет найти ту область, в которой возможно задействовать свои навыки и способности. Образовывается обстановка для удовлетворения всевозможных потребностей в труде поселенцев небольших населенных пунктов, где количественно и даже качественно ограничено предпочтение в рабочих местах.

ятниковые мигранты повышают численность и меняют структуру трудовых ресурсов городов — центров притяжения, где количество рабочих мест превосходит собственные ресурсы труда или не отвечает профессионально-квалификационному составу населения. Процесс маятниковой миграции наиболее характерен для тех регионов, ядром которых являются крупнейшие города. Образовываются целые агломерации, объединяющие множество пригородных районов и небольших населенных пунктов вокруг единого центра, являющегося экономической базой целого региона. Возросшая мобильность ресурсов, качественные сдвиги в информационных и транспортных связях обеспечивают впечатляющие изменения в пользу развития города. Имеет место перераспределение средств, выгодное административным центрам, что влияет на экономическую, а также социокультурную природу региона.

Маятниковая миграция появляется в обществах, в которых доступ к современным транспортным средствам дает возможность людям проживать далеко от места своей работы или обучения. До XIX в. большее число людей проживало в «границах пешего хода» от местонахождения работы или обучения. Развитие городов в 18–19 веке означало сосредоточение на одной и той же территории больших человеческих масс. Такой интенсивный путь развития был на тот момент прогрессивным, потому что концентрация людей, во-первых, способствовала значительному росту производительности труда, во-вторых, отвечала требованиям концентрации производительных ресурсов, происходившей под воздействием научно-технического прогресса.

nbsp;этот период основой формирования города являлась обычная миграция. Появление маятниковой миграции произвело огромное воздействие на жизненный уклад, дало возможность городам вырасти до таких размеров, о которых раньше никто и предполагать не мог, привело к расцвету пригородов и окраин. При опережающем развитии транспорта маятниковая миграция ведёт к стремительному экстенсивному росту городов, застройке пригородов и образованию новых районов . Городская среда при этом сильно меняется, центр резко контрастирует с окраинами, подсознательно отделяясь от последнего в экономическом и социальном плане. Население агломерации быстро увеличивается за счёт притока мигрантов в застраиваемые пригороды. В дальнейшем, при замедлении развития транспорта, которому сопутствуют автомобильные пробки и работа в режиме перегрузок, развитие города осуществляется медленнее и гармоничнее.

Как и любой другой процесс, маятниковая миграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Она является важным источников формирования трудовых ресурсов в городах, в значительной мере обеспечивающая сбалансированное и рациональное использование трудовых ресурсов.

кой вид миграции существенно снижает уровень безработицы, дав возможность каждому человеку устроится на работу, которая в большей части будет соответствовать его существующим потребностям. В данные потребности можно включить удовлетворение физиологических потребностей, обучение, покупку квартиры либо других предметов роскоши, содержание семьи и др. С точки зрения работодателей, маятниковая миграция дает возможность сократить затраты на выплату заработной платы, так как есть возможность нанять более дешевую рабочую силу. Другой вопрос, отразится ли это на качественном уровне выполнения работ и профессиональной подготовке работников. Государство рассматривает маятниковую миграцию, как выгодный способ снижения издержек на выплату пособий по безработице, снижения издержек производства товаров и услуг за счет низкой цены труда, снижения нагрузки и на работников служб занятости населения. Можно сказать, что нынешняя мобильность населения в большей степени положительно отражается на развитии главных экономических центров регионов. Маятниковая миграция регулирует рост численности населения, являясь, прежде всего, средством ограничения чрезмерного роста центра города. Она также обеспечивает оптимальное и гибкое (в пространстве, времени и объемах) соединение труда и капитала. Однако что на этот счет думают пригородные населенные пункты и соседние небольшие города? Как на них влияет маятниковая миграция? Постепенно возникает конфликт между центром и пригородной частью — соседние небольшие города теряют свою самостоятельность из-за некой трудовой зависимости от ядра региона.

сто возникают серьезные разрывы в уровне жизни, которые ведут к неустойчивости и дисбалансу экономики региона. Чтобы избежать таких последствий, необходимо тщательно изучить процесс маятниковой миграции в регионе либо в конкретном интересующем населенном пункте.

Основная проблема изучения данного вида мобильности трудовых ресурсов заключается в том, что учесть маятниковых мигрантов очень сложно . Классическим способом учета являются исследования в виде проведения опросов и анкетирования. Однако сразу после обозначения способа исследования столкнемся с некоторыми трудностями и проблемами: высокая стоимость мероприятия (под этим подразумевается печать анкет и листовок, оплата труда занятых в данном исследовании), организационные проблемы и проблема достоверности информации (т. е. не все граждане готовы рассказать о своем статусе мигранта). Поэтому в России подобные мероприятия практически не проводятся.

Среди населенных пунктов, столкнувшихся с данной проблемой, находится город Сосновый Бор. В связи с трудностью сбора данных о маятниковой миграции, очень тяжело определить пути решения негативного влияния этого процесса на развитие муниципального образования и установление некой экономической и трудовой стабильности.

nbsp;Администрации городского округа прозвучал такой вопрос: что можно и нужно сделать, чтобы жители города работали в Сосновом Бору, а значит пополняли городскую казну налогами и другими результатами своего труда. Эксперты в общем выделяют три основные причины данного вида перемещения: безработица, отсутствие подходящей работы и низкий заработок. Но, если в городе Сосновый Бор такой показатель, как безработица, является очень несущественным (на 2013 год уровень безработицы — 0,3 % от численности экономически активного населения города и находится в пределах фонового значения, в то время как в России этот показатель равен 5,6 %), довольно широкий выбор вакансий (городской банк вакансий на 1 января 2014 года насчитывает 2047 вакансий, что составляет 19 вакансий на одного безработного), а среднемесячная заработная плата работников списочного состава крупных и средних организаций округа за 2013 год выросла на 13,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 44241 руб , почему проживающие на территории города люди пытаются подыскать себе работу вне города? Рядом с Сосновым Бором находится Санкт-Петербург, который является одним из крупнейших городов Российской Федерации, привлекая население пригородов своими социальными и экономическими возможностями. Хотя для Соснового Бора города и характерен довольно неплохой средний уровень заработной платы, многие люди пытаются найти работу вне дома. Это из-за того, что заработная плата по аналогичным профессиям в данном городе и Санкт-Петербурге различается в пользу последнего. Поэтому даже ежедневные затраты времени и денежных средств на поездку к месту работы не являются сдерживающим фактором для маятниковых мигрантов. Для примера представлена таблица 1 о средней заработной плате по видам деятельности.

Читайте так же:  Документ, удостоверяющий наличие гражданства РФ

Таблица 1

Средняя заработная плата по видам экономической деятельности

Вид деятельности

Средняя заработная плата в г. Сосновый Бор, руб.

Средняя заработная плата в г. Санкт-Петербург, руб.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Научные исследования и разработки

Строительство

Сельское хозяйство

Организации, занятые операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг

Образование

Особо заметна разница в оплате труда в Сосновом Бору и в Санкт-Петербурге. Хотя это касается не всех видов деятельности. Например, в строительстве и производстве и распределении электроэнергии, газа, воды средняя заработная плата по Сосновому Бору выше. Это, скорее всего, напрямую связано с расположением в городе атомной электростанции и строительством новой, так как для строительства атомной электростанции требуется намного больше квалифицированных специалистов, чем для строительства жилых многоэтажных домов. ЛАЭС является градообразующим предприятием, поэтому значительная доля населения Соснового Бора работает именно там. На атомной электростанции наличие высокооплачиваемых специальностей повышает средний уровень заработной платы. Эти факторы и влияют на уровень средней заработной платы по данным видам деятельности. В Сосновом Бору сохраняется значительная дифференциация уровня оплаты труда работников различных видов экономической деятельности. Поэтому далеко не все имеют возможность удовлетворить собственные потребности, начиная от саморазвития, заканчивая оплатой жилья и пищи. Чтобы исправить данную ситуацию, жители города, для которых она характерна, выезжают за его пределы, чтобы найти работу, хотя бы частично удовлетворяющую потребности. Для характеристики дифференциации уровня доходов населения можно использовать коэффициент Джини, который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика дифференциации денежных доходов населения

Децильный коэффициент фондов, в раз

Коэффициент Джини

В Росстате имеются данные в общем по России, но можно предположить, что ситуация, имеющая место по всей Российской Федерации, характерна и для Соснового Бора. Коэффициент Джини свидетельствует о степени расслоения общества нашего государства. Критическое его значение: 0,35–0,38. Как и упоминалось раньше, на сегодняшний день мы имеем очень развитую транспортную систему. Не составит никакого труда доехать до пункта назначения. Ежедневно курсируют маршрутные такси от Соснового Бора в разные районы Питера, что естественным образом упрощает способы добраться до места работы. Кроме того, значительно увеличился парк личного автотранспорта. Этот фактор намного повышает мобильность населения, способствуя развитию маятникового процесса.

Литература:

1.             Валентей, Д. И. Демографический энциклопедический словарь/ Д. И. Валентей. — М: Советская энциклопедия.

2.             Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения (вопросы теории): монография /Л. Л. Рыбаковский. — М.: ИСПИ РАН, 2003.

3.             Соболевская, О. Маятниковая миграция снижает качество жизни в регионе . — URL: (дата обращения: 01.04.2014)

4.             Доклад об оплате труда в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за 2013 год . — URL: (дата обращения 13.04.2014)

5.             Зачем и как изучать маятниковую трудовую миграцию . — URL: (дата обращения: 05.04.2014)

6.             Информация о социально-экономическом развитии Сосновоборского городского округа за 2013 год . — URL: (дата обращения: 13.04.2014)

7.             Маятниковая миграция . — URL: (дата обращения: 01.04.2014)

Нестоличные труженики-невидимки

«К маятниковым мигрантам относится каждый четвертый взрослый трудоспособный житель Подмосковья», – подсчитали профессор и доцент кафедры экономики Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Юлия и Юрий Шитовы. Их материал «Маятниковая трудовая миграция в Московском регионе» в свежем номере журнала Института демографии НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly» представляет собой коллективный портрет людей, регулярно передвигающихся между областью и столицей ради работы, учебы и лучшей жизни.

Маятниковые мигранты, подчеркивают авторы статьи, – обычное явление в условиях, когда столица из «точечного» города превращается в агломерацию: расширяет территории и включает в орбиту своего влияния другие города. Челночные перемещения трудовых мигрантов при этом играют некую структурообразующую роль – укрепляют связи между центром и периферией.

Вместе с тем, отмечают исследователи, из-за оттока людей «золотого» трудового возраста – 25-40 лет – периферия утрачивает самостоятельность и превращается в придаток центра. Да и проблема теневых зарплат становится все острее.[1]

Одна из главных сложностей переписи маятниковых мигрантов в том, что многие из них не склонны раскрывать свой статус, поэтому в этой математике неизбежно возникают погрешности. Авторы работы опирались в расчетах на данные научных исследований, начиная с 1961 года, а также на муниципальные документы и публикации журналистов. Эту информацию подкрепляли документы, не предназначенные для широкой аудитории, например, базы данных налоговой инспекции, Пенсионного фонда и пр. В результате сравнения подсчетов «ежедневный пассажиропоток центр-область был оценен на уровне 0,9-1,2 млн человек, что близко к оценкам других авторов», отмечают Юлия и Юрий Шитовы.

Законы «маятника»

При быстром росте города чрезмерная плотность населения входит в противоречие с дальнейшим ростом производительности. Территориальные возможности для расширения производства ограничены, транспорт перегружен, а условия жизни становятся все хуже «из-за скученности, дороговизны, загрязнения воздуха и шума», отмечают исследователи. В результате город начинает расти экстенсивно – «захватывает» все новые территории и трансформируется в агломерацию.

Такие «укрупненные» города становятся более эффективным механизмом концентрации производства и населения и притягивают маятниковых мигрантов. Однако регионы-«доноры» рабочей силы при этом проигрывают. «Часто возникают серьезные разрывы в уровне жизни центральных и периферийных районов, которые ведут к территориальному дисбалансу экономики региона», – подчеркивают исследователи.

Авторы работы выделили ряд закономерностей регулярных перемещений жителей области в столицу:

  • Приток маятниковых мигрантов из Подмосковья в Москву всегда превышал движение в обратную сторону;
  • Самые длительные и дальние ежедневные поездки совершают люди 22-30 лет;
  • Из районов с низким качеством жизни «маятниковые» потоки всегда шире;
  • Около 3% жителей Московской области, работающих в столице, переезжают жить в Москву;
  • Декларированные доходы маятниковых мигрантов существенно меньше реальных. В 2001 году общий объем их теневой зарплаты, по расчетам исследователей, составил 20-30 млрд рублей.

«Мертвые души» можно посчитать

Выделить группу маятниковых мигрантов можно с помощью анализа баланса структуры занятости населения. Авторы материала поясняют: если взять за основу трудоспособное население региона и последовательно вычесть из него все учтенные официальной статистикой группы населения – работников крупных и средних предприятий, людей, занятых в малом бизнесе, безработных, людей, занятых в неформальном секторе, и самозанятых, то в сухом остатке остаются «мертвые души». Большинство из них составляют маятниковые мигранты, предполагают исследователи.

Юлия и Юрий Шитовы подчеркивают: «Доля маятниковых трудовых мигрантов “центр-область” убывает при удалении от центра агломерации» (рис. 1). Причина тому – издержки регулярных поездок.

Рисунок 1. Корреляция между миграционным потоком центр-область и удаленностью района до Москвы для отдельных районов, данные 2001 г.

Особенности маятниковой миграции 134

Женщины ездят столько же, хотя зарабатывают меньше

Основную долю маятниковых мигрантов составляют люди наиболее эффективного трудового возраста – от 25 до 40 лет, отмечают исследователи (рис. 2). В старшем возрасте трудно проявлять подобную мобильность. Большая часть жителей Подмосковья в возрасте 40-60 лет работает в своем городе.

Рисунок 2. Возрастные и гендерные профили жителей Московской области (МО), а также МТМ в 2001 году.

Особенности маятниковой миграции 157

 

Авторы работы акцентируют, что возрастные профили мужчин и женщин, участвующих в челночных передвижениях, почти не отличаются.

В среднем маятниковые мигранты Подмосковья проезжают 50 км, проводя в дороге около часа в одну сторону. Шитовы конкретизируют: «Было установлено равенство женщин и мужчин в отношении длительности и длины маятниковых поездок, хотя оплата труда женщин почти на 20% ниже оплаты труда мужчин».

В работе исследован и квалификационный аспект миграции. «Высококвалифицированные работники с высокими зарплатами ездят в среднем дальше и дольше», – пишут авторы статьи.[2]

Маятниковая миграция обескровила периферию

Интегральный показатель качества жизни региона рассчитывался на основе 25 базовых показателей его социально-экономического положения, таких, как: финансы и инвестиции, индустрия, сельское хозяйство и услуги, доходы населения, демография, экология, социальная сфера и ЖКХ. «Качество жизни районов Подмосковья снижается по мере удаления от центра, – констатируют исследователи, – и центростремительная маятниковая трудовая миграция является существенным фактором влияния» (рис. 3).

Рисунок 3. Зависимость интегрального показателя качества жизни в районах Подмосковья, в зависимости от расстояния до Москвы в км (горизонтальная шкала) в 2009 году.

Особенности маятниковой миграции 156

 

Вместе с тем, очевидно, что отток работников «золотого возраста» (25-40 лет) вызывает проблемы на локальном рынке труда, подчеркивают авторы работы. Так, дефицит возникает именно в тех специальностях, которыми обладают маятниковые трудовые мигранты.

Карта потоков маятниковых мигрантов неразрывно связана с пространственными картинами зарплат, рынка жилья и транспортом.

«Картина дифференциации зарплат отражает центробежные тенденции распределения доходов в Московской области, – пишут Юлия и Юрий Шитовы. – Заработная плата концентрируется в близких к Москве городах и районах и “утекает” из удаленных районов».

Примечательно, что границей «нулевого эффекта» оказывается зона в радиусе 50 км от Москвы. Работники районов, расположенных внутри этого кольца, оказываются в более выигрышном положении (эффект близости к мегаполису), чем жители отдаленных районов.

На рынке жилья Подмосковья был установлен «устойчивый радиальный градиент снижения стоимости жилья при удалении от центра к периферии».

В результате количественного сопоставления всех факторов авторы работы установили, что «разрыв зарплат между центром и районами (избыточный доход маятниковых трудовых мигрантов) в сочетании с выгодой от проживания в районе вместо центра в количественном выражении соотносим с издержками – временными и имущественными – маятниковых мигрантов на дорогу дом – работа».

Этот баланс, по словам исследователей, «подтверждает динамическое равновесие на рынке труда в плане мобильности рабочей силы».

См. также:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Портрет маятникового мигранта
Города преумножают богатство, здоровье и счастье
Миграция между регионами бессмысленна или невозможна
Иммигрантские столицы Европы, от Лондона до Москвы
Мигранты и экспаты
Неформальная занятость приносит деньги, но не счастье

Источники:

  1. Отсутствует Грузовые автомобили. Психофизиологические особенности труда водителя / Отсутствует. — Москва: ИЛ, 2013. — 727 c.
  2. Сергеев Игорь Как выбрать автомобиль. Краткое пособие по покупке; АВТОР — М., 2012. — 269 c.
  3. Юрий, Васильевич Гейко Легкий способ бросить дурить. За рулем / Юрий Васильевич Гейко. — М.: Рипол Классик, 2016. — 398 c.
  4. Приходько, А. М. Правила дорожного движения 2009 для «чайников» / А.М. Приходько. — М.: Эксмо, 2009. — 176 c.
  5. Автоматические системы транспортных средств / В.В. Беляков и др. — М.: Форум, 2016. — 352 c.
  6. Пятницкий, Л.Н. Безопасность дорожного движения глазами физика / Л.Н. Пятницкий. — Москва: Машиностроение, 2016. — 144 c.
Особенности маятниковой миграции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here