Содержание
Моя первая специальность – филолог, преподаватель и переводчик японского языка. С 2000 года я изучала японский язык и культуру в университете Шевченко, и, естественно, была увлечена этой страной. Обучение в Японии является обязательным условием для работы по специальности, так как японский язык достаточно сложный. Иероглифика, много степеней вежливости, кардинальное отличие письменного и разговорного языков – без обучения и отшлифовки знаний в среде не достичь необходимого профессионального уровня.
Выбор программы
Вся система высшего образования в Японии платная. Однако для иностранцев есть много способов поехать учиться в эту страну бесплатно или почти бесплатно. В отличие от моего студенчества в 2000 – 2006 годы, сейчас основные украинские ВУЗы, в которых преподают японский язык, заключили договоренности с японскими университетами и студенты-японисты имеют возможность поехать учиться по обмену.
Также существует несколько программ, которые позволяют иностранным студентам, не связанным с японским языком, поехать на учебу в японские университеты на срок от двух лет. И поскольку таких студентов большинство, я хочу рассказать об этих программах подробнее.
Японское правительство предлагает иностранным студентам две абсолютно бесплатные программы по обучению в японских университетах. Первая – четырехлетнее обучение в японском университете по выбранной специальности с получением диплома бакалавра. Дополнительно один год дается на изучение японского языка. То есть в итоге иностранный студент учится в Японии пять лет и получает диплом японского университета наравне с японскими студентами. Ежегодно на Украину выделяется одно место. Отбор достаточно жесткий. На программу подаются выпускники украинских средних школ. Отбор проводит посольство Японии в Украине.
Вторая программа – студент-исследователь по выбранной специальности. Программа рассчитана на два года обучения в японском университете с правом поступления в магистратуру и в дальнейшем – докторантуру. Это та программа, по которой я приехала в Японию на учебу и благодаря которой осталась здесь жить и работать. Для того чтобы стать стипендиатом этой программы, необходимо подать подробный план исследования, сдать письменный экзамен на английском или японском языке и пройти собеседование в посольстве. После прохождения этих этапов необходимо самостоятельно найти университет и профессора, который согласится стать вашим научным руководителем. На это дается около трех месяцев. Оформление документов, перелет, обучение оплачивается Министерством образования Японии. Также предоставляется ежемесячная стипендия в размере 1200$. Ежегодно на Украину выделяется три-четыре места. На программу могут подаваться все выпускники высших учебных заведений. Отбор также проводит посольство Японии в Украине.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Многие не верят, что можно пройти по этим программам, получить стипендию и учиться абсолютно бесплатно. Так вот, в плане прозрачности программы все честно и непредвзято. Весь процесс контролируется японской стороной и подтасовки исключены. А вот в плане знаний это действительно нелегко. Необходимо быть лучшими из лучших, так как конкурс действительно большой. Однако нет ничего невозможного. Если есть искреннее желание, настойчивость и готовность победить, надо пробовать, пытаться, работать над ошибками и пытаться опять. Я четыре года подряд принимала участие в этой программе и смогла победить только с четвертого раза.
Переезд
Я – столичная жительница и не представляла себя ни в каком другом городе, кроме столицы. Поэтому выбор был один – Токио. На этапе самостоятельного поиска университета и научного руководителя можно было подать запросы в три университета. Исследовательскую работу я планировала делать по своей второй специальности – маркетинг и , поэтому выбирала лидирующие ВУЗы в этой сфере. Меня готовы были принять все три университета, в которые я написала, однако окончательный выбор был сделан не мной, а Министерством образования Японии.
Поскольку программа финансируется японским государством, никаких сложностей с подготовкой документов нет, виза тоже открывается японской стороной. Фактически, после передачи приглашения от университета в посольство, всю остальную процедуру подготовки к поездке сделали за меня. Необходимо было просто прийти в назначенное время в посольство и получить визу, билет на самолет в Японию и пакет документов для оформления в университете по прилету.
Студентов из разных стран по обеим программам сначала делят на группы по уровням знания японского языка с помощью письменного теста. Также дополнительно можно выбрать и посещать любые пары по специальности и даже вне ее.
Поначалу были сложности с японским, так как в университете в Киеве мы учили литературный японский, а в Японии все общаются на просторечье. В целом, учиться очень легко и интересно, сильно расширяется кругозор и полностью меняется мировоззрение.
Эта была моя вторая поездка на учебу в Японию (в 2005-2006 я год отучилась в японском университете по программе Министерства образования Японии), поэтому я знала, чего ожидать. В этот раз я летела с твердым намерением остаться здесь, а также позже вызвать к себе мужа. Я не знала, как отреагирует на это японская сторона, насколько распространена практика перевоза семьи, какова процедура приглашения членов семьи и насколько реально супругу остаться в Японии для совместного проживания и дальнейшего трудоустройства. Но оказалось, что это достаточно распространенная практика, так как программа предполагает участие выпускников разных возрастов, а также достаточно длительное пребывание в Японии.
Известно, что получить визу в Японию самостоятельно практически невозможно, так как необходимо иметь благонадежного гаранта – резидента Японии, имеющего стабильный доход, денежные сбережения, платящего все налоги, готового за вас поручиться и сделать вам приглашение. Однако для стипендиатов государственных программ гарантом выступает университет и Министерство образования Японии, поэтому супружеская виза делается без проблем.
Со стороны родителей тоже никаких препятствий не было. Они очень хотели, чтобы мы получили иностранный опыт и зацепились заграницей. Конечно, грустили, так как это означало жить далеко друг от друга и встречаться лишь раз в несколько лет. Друзья отнеслись с пониманием к нашему выбору, а теперь многие уже и побывали в Японии благодаря нам.
Быт
Япония – удивительная и очень непохожая на весь остальной мир страна. Несмотря на то, что на протяжении пяти лет изучения японского языка в университете Шевченко я была погружена в японскую культуру, изучала географию, историю и литературу, общалась с японцами в Киеве, по приезду в Японию меня ждало множество открытий и удивлений. Япония отличается от Украины во всем – быт, система образования, способ мышления людей, забота об окружающей среде, межличностные отношения и уровень сервиса, отношение к религии и закону. Япония – это другая планета, жизнь на которой невозможно представить, не побывав там.
Пожалуй, первым самым незабываемым впечатлением было мое знакомство с системой общественного транспорта. Общежитие находилось в часе езды от университета. Добираться надо было на метро с тремя пересадками. Мало того, что необходимо было выбрать правильное направление следования, так еще и сесть на тот поезд, который останавливается на нужной станции, а не пролетает ее, оказавшись экспрессом. Усугублялось все тем, что в названиях станций используются только иероглифы, которые могут читаться совсем не по правилам… В общем, сказать, что это было сложно – это ничего не сказать. Это было непреодолимо. Благо, японские студенты, которые жили с нами в одном общежитии, неоднократно вызывались сопровождать нас до университета.
Система движения метро, пригородних и междугородних электричек очень запутана, зато внутри очень комфортно! Летом поезда кондиционируются, а зимой – подогреваются сидения. Машинисты 24 раза повторяют названия станций, благодарят за пользование их ЖД-компанией, желают хорошего дня, а в дождливый день заботливо напоминают не забывать зонтики.
Поначалу меня очень поражало то, что никто не возьмет чужое. Магазины спокойно выкладывают продукцию на входе, и сумка с продуктами, оставленная в корзине велосипеда, благополучно дожидается своего хозяина.
Относительно быта – все очень благоустроено. Общежития комфортабельные – отдельные комнаты, общие кухни и душевые. Семейным парам на территории общежития предоставляются за символическую плату отдельные квартиры, оборудованные всем необходимым для жизни.
Японская кухня очень разнообразная, но все же привычных продуктов питания (гречки, свеклы, манки) не хватает.
Сегодня
После окончания двухгодичной учебы по программе «студент-исследователь» я поступила в магистратуру на курс МВА. Эта программа предполагала много самостоятельной подготовки и работы в группах. Пары можно было выбирать самостоятельно, поэтому я скомпоновала все лекции в три будних дня. Остальное время посвятила семье, самостоятельной подготовке, а также подработке. В принципе, стипендия позволяет безбедно жить, хоть и не шикуя. Но также есть много вариантов подработки для желающих. Я преподавала частные уроки русского языка, работала учителем в англоязычной языковой школе для деток, а также переводчиком на телевидении.
Благодаря знаниям, полученным по государственной программе, я смогла абсолютно бесплатно получить МВА и изменить свое мышление на предпринимательское.[1]
Я и мой муж всегда хотели жить и работать за границей, и данная программа дала возможность легко переехать и обустроиться в Японии. Сейчас я занимаюсь экспортом японской косметики и пищевых добавок в Украину и страны СНГ, открыла свой интернет-магазин японских товаров.
Сейчас, вспоминая все трудности и четыре попытки попасть в программу бесплатного обучения, я понимаю: главное – верить в свои силы и не сдаваться. Если бы я перестала пытаться, моя жизнь была бы совсем другой. Мой совет: имея цель, никогда не сдавайтесь, идите до конца, и награда будет бесценной.
Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото (основан в 1897 году, 10 факультетов) и университет в Осаке (основан в 1931 году, 10 факультетов). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Кроме них есть значительное количество «карликовых» высших учебных заведений, насчитывающих 200-300 студентов на 1-2 факультетах.
Поступить в государственные университеты можно, только окончив полную среднюю школу. Прием проводится в два этапа. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают «Общий тест достижений первой ступени», который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны.
Следует подчеркнуть, что частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.
Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины — историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели — убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специализацию, и даже факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки и имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.
Сроки обучения во всех университетах стандартизированы. Базовый курс высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся на два года дольше. По окончании базового курса присуждается степень бакалавра — Gakushi. Формально студент имеет право числиться в вузе 8 лет, то есть отчисление нерадивых студентов практически исключается.
За редким исключением перевод из одного университета в другой не практикуется. Но отдельные университеты осуществляют прием иностранных студентов на второй или третий курс, при этом проводятся специальные экзамены по переводу иностранцев (transfer examination).
Выпускники вузов, проявившие способности к исследовательской работе, могут продолжить обучение на степень магистра (Shushi). Оно длится два года. Степень доктора философии (Hakushi) требует уже трех лет обучения для тех, кто имеет степень магистра, и не менее 5 лет для бакалавров.
Большинство университетов организуют учебный процесс по семестровой системе. В университетах принята система зачетных единиц, которыми оценивается объем изучаемого курса, исходя из количества часов, затрачиваемых еженедельно в течение семестра на работу в аудитории или лаборатории. Количество зачетных единиц, которые нужно набрать для получения степени бакалавра, колеблется от 124 до 150.
Программа на степень магистра предусматривает углубленную научную и профессиональную специализацию. После двухлетнего обучения по программе, оценивающейся в 30 зачетных единиц, сдачи выпускных экзаменов и защиты тезисов (диссертации) выпускнику аспирантуры присуждается степень магистра. Трехлетние докторские программы включают учебный курс в объеме 50 зачетных единиц, выпускной экзамен и защиту диссертации на основе индивидуально проведенных исследований.
Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом ранее полученных зачетных единиц). Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета.
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ

Япония в силу закрытости своего общества и сложности языка никогда не входила в число мировых лидеров по привлечению иностранных студентов. Однако политика интернационализации высшего образования, которая проводится в Японии с 1983 года, приносит свои плоды.
В основном японские вузы привлекают молодежь из соседних азиатских стран. Среди иностранных студентов лидируют граждане Китая, Тайвань и Кореи. Однако приобщиться к великой японской культуре и постичь нюансы национальной системы управления приезжают и люди из развитых стран Запада. Например, число американских студентов оценивается примерно в тысячу человек.
Привлекаются преподаватели, исследователи и специалисты из зарубежных стран. Например, более 10 лет назад был принят закон, позволяющий иностранным специалистам занимать штатные должности в японских высших учебных заведениях. В помощь тем иностранным абитуриентам, кто плохо знает японский язык, организован годичный курс языкового обучения в Международном студенческом институте города Осака. Действуют консультации для иностранных учащихся. С 1987 года функционирует программа обмена преподавателями JET (Japan Exchange Teaching Programme), в рамках которой около тысячи преподавателей английского языка приезжают каждый год в Японию.
Прием иностранных студентов осуществляется на тех же основаниях, что и набор японских абитуриентов. Претендент должен предъявить документ о том, что он проучился 12 лет в своей стране. Это означает, что он должен окончить школу (11 лет), затем отучиться в колледже, институте или на подготовительных курсах, включая Школу японского языка в International Students Institute или Kansai International Students Institute. Претендент должен быть не моложе 18 лет. К обучению допускаются и те, кто сдал экзамены по программам International Baccalaureate, Abitur и пр.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Иностранные студенты обязаны сдать общеобразовательный экзамен. Например, его вариант для гуманитариев включает проверку по математике, всемирной истории, английскому. Вариант для естественнонаучных специальностей содержит вопросы по математике, физике, химии, биологии и английскому языку.
Однако самое важное — это тест по японскому языку, который проводит Ассоциация международного образования в 31 стране мира. Он включает три блока: проверку знания иероглифов и лексики; восприятие на слух, чтение и проверку знаний в области грамматики. Этот экзамен проводится по четырем уровням сложности. Первый уровень предполагает изучение японского языка в течение 900 часов и знание 2000 иероглифов; второй — 600 часов и 1000 иероглифов, третий — 300 часов и 300 иероглифов, четвертый — 150 часов и100 иероглифов.
Официальный документ об успешно сданном экзамене первого уровня является достаточным основанием для поступления в любой вуз Японии (даже на магистерскую степень). Для отдельных вузов достаточно сдать и экзамен второго уровня. Наличие документа о сданном экзамене третьего уровня позволяет поступать на работу в японские фирмы.
Плата за обучение в японских вузах для иностранных студентов варьируется от 380 тыс. иен в год и выше в государственных вузах, до 900 тыс. иен в частных вузах ($1 равен 122 иенам). Дороже всего стоит обучение по следующим специальностям: экономика, медицина, филология, педагогика. Расходы на проживание составляют примерно 9-12 тыс. иен в год в зависимости от города, в котором расположен вуз.
80% иностранцев учатся в Японии за свой счет. Остальным выплачиваются различные виды стипендий. Они могут претендовать на правительственную стипендию (Japanese Government Scholarship), стипендию Японской ассоциации международного образования, стипендии в рамках программы «Международного взаимопонимания», стипендии Министерства образования в рамках программ стажировок и др. Можно получить и стипендии частных фондов — например, фонда Такаку, который в конце 80-х был основан фабрикантом Такаку Тайкен. Стипендии для студентов-иностранцев составляют около 30-40 тыс. иен ежемесячно. Аспиранты могут рассчитывать на 90-100 тыс. иен в месяц.
Повышение квалификации

Выпускники высших учебных заведений продолжают обучение в корпорациях, принявших их на работу. Система «пожизненного найма» предусматривает, что человек работает в одной компании до 55-60 лет. При отборе претендентов учитывается рейтинг выпустившего их вуза, а также результаты, показанные на тестировании, включающем вопросы на определение степени общей подготовки и культуры, усвоение гуманитарных и технических знаний. Лучшие претенденты проходят собеседование, в ходе которого оцениваются их личностные качества (коммуникабельность, готовность к компромиссам, честолюбие, обязательность, умение войти в систему уже выстроенных отношений и т.д.).
Прием на работу производится один раз в год, в апреле. Сразу после этого новые сотрудники проходят обязательный краткий курс обучения, длительностью 1-4 недели. В его рамках они знакомятся с компанией, ее производственным профилем, организационной структурой, историей развития, традициями, концепцией.
После вводного курса для них наступает период ученичества, который варьируется по продолжительности от двух месяцев до года. Процесс обучения состоит в основном из практикумов, проводимых в различных подразделениях фирмы, курсов лекций и семинаров по системе организации производства, труда, сбыта, по специфике трудовой деятельности будущих управленцев. Соотношение практических и теоретических занятий почти всегда складывается в пользу первых (от 6:4 до 9:1).
В японских фирмах принята постоянная ротация кадров. После того как работник достаточно освоился с одной специальностью, он переводится на другое рабочее место, где процесс практического обучения начинается вновь. Периодическая смена рабочих мест в течение трудовой деятельности сотрудника (обычно 3-4 раза) считается лучшим способом повышения квалификации кадров. Благодаря ротации формируются «руководители широкого профиля», хорошо знающие особенности деятельности многих подразделений компании.
Среди экономически быстро развивающихся стран Япония входит в тройку лидеров. При этом она не обладает природными богатствами, которые может выгодно продавать. Имея ограниченную земельную площадь и постоянную сейсмическую активность, Япония смогла достичь быстрого развития ее экономики. Здесь активно развиваются передовые технологии, позволяющие достичь хороших результатов в медицине, в инфраструктуре и в некоторых других экономически важных направлениях. Немалую роль в этом сыграла и качественная подготовка кадров. Если вы хотите стать отличным специалистом, обладающим ценным во всем мире дипломом, вам стоит рассмотреть возможность обучения в Японии. Но получить здесь образование совсем не просто. Более подробно об этом мы рассмотрим в данной статье.
Общая система образования
Оно имеет много особенностей, непривычных для российских граждан. Поэтому процесс получения высшего образования в стране «восходящего солнца» можно назвать по-настоящему уникальным. Здесь подготавливаются настоящие специалисты, и об этом знают во всем мире. Вся система обучения представлена следующими периодами:
- Дошкольным, который длится до 6 лет. Детские сады являются бесплатными. Прием детей в них осуществляется с 3 лет. Родители имеют возможность отправить своего ребенка только на полдня. Если у них есть необходимость в более длительном присутствии ребенка в детском саду, то они должны устроить его в ясли. Кроме этого, есть специальные корректирующие учреждения для детей с инвалидностью.
- Школьным, который продолжается 12 лет. Начальный этап (6 лет) и средний этап (3 года) доступны всем школьникам не бесплатной основе. По итогам окончания среднего этапа высчитывается средний балл успеваемости. На основании этого результата ребенок поступает в другую школу старших классов. От этой школы зависят дальнейшие возможности ученика относительно вуза и трудоустройства.
- Специальным образованием, которое является платным. Им начинают заниматься дети с 7 класса. Оно является добровольным, но практически каждый ребенок ходит на какие-либо курсы дополнительного мастерства.
- Высшим образованием, имеющим строгую иерархию. В зависимости от принадлежности высшего учебного заведения одной из ступени иерархии, зависит и дальнейшее будущее дипломированного специалиста. Выпускники лучших вузов могут получить работу практически в любом месте, независимо от оценок внутри диплома. Но стоимость такого образования очень высока. Самая низкая ступень в иерархии вузов может иметь различную стоимость обучения, при этом эти учреждения не гарантируют возможность трудоустройства их выпускников.
Таким образом, начиная со старших классов, все образование в стране является платным. Однако большинство молодых людей стремятся получить диплом и найти хорошую работу. Около 80 % всех учебных заведений являются частными, и только 20 % принадлежит государству. По последним данным высших учебных заведений насчитывается около 500, при этом только 100 из них финансируется из государственного бюджета.
Высшее образование
- Первым является специальное тестирование, обязательное для всех. В него входит весь материал, который школьники изучали 12 лет.
- Если первый этап был пройден успешно, то только тогда абитуриент допускается ко второму этапу. Он представлен обязательными вступительными экзаменами.
Особенности
Программа, по которой проходит обучение в вузах, имеет четкую градацию предметов на:
- специальные;
- общие.
Изначально первые два года акцент делается на общие науки, но записываться на них не обязательно.
Важно посещать только специальные дисциплины, касающиеся выбранного направления обучения. Однако многие студенты записываются на общие курсы для получения знаний по интересующим их предметам.
Последующие годы направлены на специализированное глубокое изучение программ по выбранной профессии. Медицинские работники обучаются 6 лет, все остальные профессии получают диплом через 4 года. Выпускники получают профессию в научной степени бакалавра.
Варианты обучения
Японцы считают, что студенческие годы являются самыми беззаботными для них. Это связано с тем, что в вузе у них нет такого количества экзаменов, как в средних и старших классах. Для получения положительной оценки за предмет достаточно посетить его определенное количество часов. Помимо этого, программа первых двух лет обучения содержит в себе совсем немного обязательных предметов.
Как показывает статистика, в Японии практически не существует бесплатного высшего образования. Из всей массы студентов только сотня из них получает его бесплатно. Это считается наивысшей привилегией, которая может быть предоставлена студенту. Ее обязательно надо заслужить.
- питание;
- аренда жилья или общежития;
- проезд в транспорте;
- одежда.
Стоимость остальных расходов будет зависеть от города, так как в каждом из них уровень жизни разный, соответственно, цены на все остальное могут существенно различаться. В столице аренда жилья будет обходиться в среднем около 1000 долларов, но при желании можно сэкономить и заселиться в общежитие. Тогда стоимость проживания сократится вдвое. В среднем за год обучения ребенка и его проживания в Японии родителям придется потратить около 20000 долларов.
Для иностранцев
Япония активно сотрудничает с другими странами, поэтому она открыта для иностранных студентов, в том числе и для российских. Но требования к абитуриентам предъявляются также очень строгие. Японские университеты не делают поблажки ни своим, ни приезжим поступающим студентам. Для зачисления в вуз Японии надо:
- иметь аттестат с высоким средним баллом оценок;
- отлично владеть японским, а также английским языком;
- пройти тестирование, включающее в себя проверку знаний иероглифов, умения читать и писать.
Иностранцы имеют возможность поступить и учиться на бесплатной основе. Этот шанс выпадает немногим, но он открывает большие горизонты перед счастливчиками. Для поступления потребуется собрать следующий пакет документов:[4]
- автобиография абитуриента;
- заявление, в котором указано желание поступить в определенный вуз;
- фотографии в количестве 2 штук размером 30 на 40 мм;
- рекомендательное письмо от подданного Японии, который обязуется быть спонсором для данного студента;
- аттестат с полученным апостолом;
- документы, подтверждающие наличие средств у родителей или студента, достаточных для оплаты обучения и проживания на территории страны в период обучения;
- медицинский сертификат строго установленного типа.
Подавать эти бумаги надо летом на рассмотрение в министерство. Иногда абитуриентов приглашают на собеседование, если по некоторым из них возникают вопросы. Гранты на обучение выдаются только самым талантливым ученикам, подающим большие надежды. Отслеживание талантов производится преподавателями вузов в течение первых двух лет обучения. Именно поэтому большинство студентов выбирает себе много дополнительных общих дисциплин для обучения, чтобы показать свои возможности и стремление стать лучшим.

Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото (основан в 1897 году, 10 факультетов) и университет в Осаке (основан в 1931 году, 10 факультетов). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Кроме них есть значительное количество «карликовых» высших учебных заведений, насчитывающих 200-300 студентов на 1-2 факультетах.
Поступить в государственные университеты можно, только окончив полную среднюю школу. Прием проводится в два этапа. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают «Общий тест достижений первой ступени», который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны.
Следует подчеркнуть, что частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.
Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины — историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели — убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специализацию, и даже факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки и имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.
Сроки обучения во всех университетах стандартизированы. Базовый курс высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся на два года дольше. По окончании базового курса присуждается степень бакалавра — Gakushi. Формально студент имеет право числиться в вузе 8 лет, то есть отчисление нерадивых студентов практически исключается.
За редким исключением перевод из одного университета в другой не практикуется. Но отдельные университеты осуществляют прием иностранных студентов на второй или третий курс, при этом проводятся специальные экзамены по переводу иностранцев (transfer examination).
Выпускники вузов, проявившие способности к исследовательской работе, могут продолжить обучение на степень магистра (Shushi). Оно длится два года. Степень доктора философии (Hakushi) требует уже трех лет обучения для тех, кто имеет степень магистра, и не менее 5 лет для бакалавров.
Большинство университетов организуют учебный процесс по семестровой системе. В университетах принята система зачетных единиц, которыми оценивается объем изучаемого курса, исходя из количества часов, затрачиваемых еженедельно в течение семестра на работу в аудитории или лаборатории. Количество зачетных единиц, которые нужно набрать для получения степени бакалавра, колеблется от 124 до 150.
Программа на степень магистра предусматривает углубленную научную и профессиональную специализацию. После двухлетнего обучения по программе, оценивающейся в 30 зачетных единиц, сдачи выпускных экзаменов и защиты тезисов (диссертации) выпускнику аспирантуры присуждается степень магистра. Трехлетние докторские программы включают учебный курс в объеме 50 зачетных единиц, выпускной экзамен и защиту диссертации на основе индивидуально проведенных исследований.
Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом ранее полученных зачетных единиц). Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета.
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ

Япония в силу закрытости своего общества и сложности языка никогда не входила в число мировых лидеров по привлечению иностранных студентов. Однако политика интернационализации высшего образования, которая проводится в Японии с 1983 года, приносит свои плоды.
В основном японские вузы привлекают молодежь из соседних азиатских стран. Среди иностранных студентов лидируют граждане Китая, Тайвань и Кореи. Однако приобщиться к великой японской культуре и постичь нюансы национальной системы управления приезжают и люди из развитых стран Запада. Например, число американских студентов оценивается примерно в тысячу человек.
Привлекаются преподаватели, исследователи и специалисты из зарубежных стран. Например, более 10 лет назад был принят закон, позволяющий иностранным специалистам занимать штатные должности в японских высших учебных заведениях. В помощь тем иностранным абитуриентам, кто плохо знает японский язык, организован годичный курс языкового обучения в Международном студенческом институте города Осака. Действуют консультации для иностранных учащихся. С 1987 года функционирует программа обмена преподавателями JET (Japan Exchange Teaching Programme), в рамках которой около тысячи преподавателей английского языка приезжают каждый год в Японию.
Прием иностранных студентов осуществляется на тех же основаниях, что и набор японских абитуриентов. Претендент должен предъявить документ о том, что он проучился 12 лет в своей стране. Это означает, что он должен окончить школу (11 лет), затем отучиться в колледже, институте или на подготовительных курсах, включая Школу японского языка в International Students Institute или Kansai International Students Institute. Претендент должен быть не моложе 18 лет. К обучению допускаются и те, кто сдал экзамены по программам International Baccalaureate, Abitur и пр.
Иностранные студенты обязаны сдать общеобразовательный экзамен. Например, его вариант для гуманитариев включает проверку по математике, всемирной истории, английскому. Вариант для естественнонаучных специальностей содержит вопросы по математике, физике, химии, биологии и английскому языку.
Однако самое важное — это тест по японскому языку, который проводит Ассоциация международного образования в 31 стране мира. Он включает три блока: проверку знания иероглифов и лексики; восприятие на слух, чтение и проверку знаний в области грамматики. Этот экзамен проводится по четырем уровням сложности. Первый уровень предполагает изучение японского языка в течение 900 часов и знание 2000 иероглифов; второй — 600 часов и 1000 иероглифов, третий — 300 часов и 300 иероглифов, четвертый — 150 часов и100 иероглифов.
Официальный документ об успешно сданном экзамене первого уровня является достаточным основанием для поступления в любой вуз Японии (даже на магистерскую степень). Для отдельных вузов достаточно сдать и экзамен второго уровня. Наличие документа о сданном экзамене третьего уровня позволяет поступать на работу в японские фирмы.
Плата за обучение в японских вузах для иностранных студентов варьируется от 380 тыс. иен в год и выше в государственных вузах, до 900 тыс. иен в частных вузах ($1 равен 122 иенам). Дороже всего стоит обучение по следующим специальностям: экономика, медицина, филология, педагогика. Расходы на проживание составляют примерно 9-12 тыс. иен в год в зависимости от города, в котором расположен вуз.
80% иностранцев учатся в Японии за свой счет. Остальным выплачиваются различные виды стипендий. Они могут претендовать на правительственную стипендию (Japanese Government Scholarship), стипендию Японской ассоциации международного образования, стипендии в рамках программы «Международного взаимопонимания», стипендии Министерства образования в рамках программ стажировок и др. Можно получить и стипендии частных фондов — например, фонда Такаку, который в конце 80-х был основан фабрикантом Такаку Тайкен. Стипендии для студентов-иностранцев составляют около 30-40 тыс. иен ежемесячно. Аспиранты могут рассчитывать на 90-100 тыс. иен в месяц.
Повышение квалификации

Выпускники высших учебных заведений продолжают обучение в корпорациях, принявших их на работу. Система «пожизненного найма» предусматривает, что человек работает в одной компании до 55-60 лет. При отборе претендентов учитывается рейтинг выпустившего их вуза, а также результаты, показанные на тестировании, включающем вопросы на определение степени общей подготовки и культуры, усвоение гуманитарных и технических знаний. Лучшие претенденты проходят собеседование, в ходе которого оцениваются их личностные качества (коммуникабельность, готовность к компромиссам, честолюбие, обязательность, умение войти в систему уже выстроенных отношений и т.д.).
Прием на работу производится один раз в год, в апреле. Сразу после этого новые сотрудники проходят обязательный краткий курс обучения, длительностью 1-4 недели. В его рамках они знакомятся с компанией, ее производственным профилем, организационной структурой, историей развития, традициями, концепцией.
После вводного курса для них наступает период ученичества, который варьируется по продолжительности от двух месяцев до года. Процесс обучения состоит в основном из практикумов, проводимых в различных подразделениях фирмы, курсов лекций и семинаров по системе организации производства, труда, сбыта, по специфике трудовой деятельности будущих управленцев. Соотношение практических и теоретических занятий почти всегда складывается в пользу первых (от 6:4 до 9:1).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В японских фирмах принята постоянная ротация кадров. После того как работник достаточно освоился с одной специальностью, он переводится на другое рабочее место, где процесс практического обучения начинается вновь. Периодическая смена рабочих мест в течение трудовой деятельности сотрудника (обычно 3-4 раза) считается лучшим способом повышения квалификации кадров. Благодаря ротации формируются «руководители широкого профиля», хорошо знающие особенности деятельности многих подразделений компании.
Источники:
- Гладкий, Алексей Особенности ПДД разных стран мира. Шпаргалка для тех, кто путешествует за рулем / Алексей Гладкий. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2010. — 799 c.
- Громаковский, Алексей Экзамен в ГИБДД на категории А, В. 40 новых официальных билетов с комментариями / Алексей Громаковский. — Москва: Огни, 2009. — 906 c.
- Бочко, Алиса Правила дорожного движения для детей / Алиса Бочко. — М.: Питер, 2014. — 321 c.
- Руководство по ремонту автомобилей ВАЗ-2106, ВАЗ-21061, ВАЗ-21063, ВАЗ-21065. — М.: Ветеран МП, 1995. — 200 c.
- Пятницкий, Л.Н. Безопасность дорожного движения глазами физика / Л.Н. Пятницкий. — Москва: Машиностроение, 2016. — 144 c.

Приветствую Вас на нашем сайте. Меня зовут Надежда Бирюкова. В настоящее время я уже более 7 лет работаю миграционным юристом. Я считаю, что являюсь специалистом в этом направлении, хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные и не очень задачи.
Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.